г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Калининград, Калининградская область, Россия
Введение. Метод убеждения традиционно рассматривается в административном праве как один из основных способов обеспечения правопорядка. В отличие от принуждения, все элементы которого четко регламентированы законодательством, метод убеждения описан в правовых актах лишь в самом общем виде. На практике деятельность органов внутренних дел ориентирована преимущественно на раскрытие и пресечение правонарушений, тогда как убеждениеактуально в области предупреждения (профилактики) правонарушений. Юридическая наука ограничивается, как правило, описанием только общих принципов метода убеждения, без разработки конкретных техник его реализации. Это связано с тем, что изучение особенностей метода убеждения требует не только юридических, но и риторических знаний, поэтому его необходимо осуществлять на основе междисциплинарного подхода.Методы. В ходе исследования, результаты которого представлены в статье, были использованы различные методы научного познания: диалектический, методы системного и риторического анализа, сравнительно-правовой метод. Материалом исследования выступили положения научной доктрины и законодательства, посвященные различным аспектам профилактики правонарушений, а также риторические приемы воздействия на аудиторию.Результаты. Освоение риторики должно быть основано на знакомстве с набором необходимых для каждого конкретного специалиста жанров, поскольку все сферы делового общения вырабатывают определенные требования не только к содержанию высказываний, но и к их форме. Использование метода убеждения особенно актуально в трех сферах деятельности полицейского: 1) пропаганда правовых знаний (примером такой речи является юридическая консультация); 2) профилактика правонарушений(профилактическая беседа, например); 3) формирование имиджа полиции. Необходимость этой работы обусловлена тем, что эффективность правового воспитания людей во многом зависит от степени авторитетности убеждающего.
Убеждение, полиция, профилактика, юридическая риторика, риторические жанры, методика воздействия на адресата