Россия
Россия
УДК 159.922.8 Психология юношеского возраста
Введение. В подростковом возрасте способность справляться с социальными и психологическими вызовами обретает особую значимость, что актуализирует запрос на изучение адаптационного потенциала подростков. Рассмотрение смысловой саморегуляции как ресурса психологической адаптивности подростков с учетом их детского опыта и возрастных новообразований позволяет прогнозировать и предупреждать проявления дезадаптации и становится основой для развития проактивных стратегий совладания, определяющих жизнестойкость подростков в период взросления. Методы исследования. Использовались структурированное интервью, тест социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд, адапт. А. Прихожан), клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К. К. Яхин, Д. М. Менделевич), методика «Способы совладающего поведения (WCQ)» (Р. Лазарус, С. Фолкман, адапт. НИПНИ им. Бехтерева), тест смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо и Л. Махолика, адапт. Д. А. Леонтьева), тест жизнестойкости (С. Мадди, адапт. Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой). Использовались методы математико-статистического анализа: критерий Колмогорова-Смирнова, U-критерий Манна–Уитни. Результаты исследования. Установлено, что 75 % респондентов имеют как минимум один вид неблагоприятного детского опыта. У подростков с неблагоприятным детским опытом были зафиксированы низкие значения адаптивности, осмысленности жизни, но выше показатели невротических симптомов (астения, вегетативные нарушения, невротические тревога и депрессия) и неадаптивных копинг-стратегий (дистанциирование, конфронтация, бегство–избегание) в сравнении с нормативными значениями и аналогичными показателями в группе сравнения. У подростков с неблагоприятным детским опытом в анамнезе и имеющих высокий уровень осмысленности жизни выше степень психологической адаптивности и менее выражены показатели дезадаптации в сравнении с подростками, имеющими аналогичный опыт и низкий уровень осмысленности жизни.
подростковый возраст, неблагоприятный детский опыт, копинг-стратегии, жизнестойкость, смысловая саморегуляция
1. Габдулина, Л. И., Кузьмищенко, И. Н. (2008). Осмысленность жизни и стратегии совладающего поведения у мужчин и женщин среднего возраста. Северо-Кавказский психологический вестник, 6 (1), 72–76.
2. Горьковая, И. А., Микляева, А. В. (2018). Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с сенсорными и двигательными нарушениями. Известия РГПУ им. А. И. Герцена, (187), 85–95.
3. Катан, Е. А. (2019). Использование международного опросника неблагоприятного детского опыта для выявления психотравмирующих факторов в детском и подростковом возрасте. Медицинская психология в России, 11 (2 (55)), 8.
4. Крылова, М. А. (2019). Отношение молодых людей к трудным жизненным ситуациям: ментальная репрезентация и совладающее поведение. В Методология, теория, история психологии личности: сборник статей (стр. 663-671). Москва: Институт психологии РАН.
5. Крюкова, Т. Л. (2004). Психология совладающего поведения: монография. Кострома: Издательство «Авантитул».
6. Леоненко, Н. О., Лобанова, Ю. А. (2021). Психологическое благополучие в юношеском возрасте у лиц с разным опытом переживаний. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, (4), 333–341. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2021-4-41
7. Леоненко, Н. О., Лобанова, Ю. А. (2022). Опыт неблагоприятных переживаний детства и психическое здоровье взрослого: отдаленные последствия и предикторы совладания. В Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности: материалы VI Международной научной конференции (стр. 338–342). Кострома: Костромской государственный университет.
8. Леонтьев, Д. А. (1992). Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Москва: Издательство «Смысл».
9. Леонтьев, Д. А. (2007). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Издательство «Смысл».
10. Леонтьев, Д. А. (2014). Развитие личности в норме и в затрудненных условиях. Культурно-историческая психология, 10 (3), 97–106.
11. Леонтьев, Д. А. (2016). Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал. Сибирский психологический журнал, (62), 18–37.
12. Леонтьев, Д. А., Рассказова, Е. И. (2006). Тест жизнестойкости. Москва: Издательство «Смысл».
13. Львова, Е. Н. (2017). Личностное опосредствование выбора стратегий совладания в ситуации неопределенности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва.
14. Мадди, С. (2002). Теории личности: сравнительный анализ. Санкт-Петербург: Издательство «Речь».
15. Менделевич, Д. М. (2005). Психология девиантного поведения. Санкт-Петербург: Издательство «Речь».
16. Нуркова, В. В. (2018). От хаоса повседневного опыта к истории жизни: социокультурное форматирование автобиографического самосознания. Исследователь/Researcher, 3–4 (23–24), 10–24.
17. Осницкий, А. К. (2004). Определение характеристик социальной адаптации. Психология и школа, (1), 43–56.
18. Синельникова, Е. С., Удовиченко, П. А. (2023). Смысложизненные ориентации и саморегуляция как психологические корреляты конструктивного совладания со стрессом в юношеском возрасте. Теоретическая и экспериментальная психология, 16 (1), 79–89. https://doi.org/10.11621/TEP-23-05
19. Тарабрина, Н. В. (2009). Психология посттравматического стресса: монография: Теория и практика. Москва: Институт психологии РАН.
20. Франкл, В. Э. (1990). Человек в поисках смысла. Москва: Издательство «Прогресс».
21. Хазова, С. А. (2002). Совладающее поведение одаренных старшеклассников: дис. … канд. психол. наук. Кострома.
22. Başkale, H., & Solmaz, P. (2024). Experiences of adolescents affected by earthquakes: A qualita-tive study. Journal of Specialist Pediatric Nursing, 29 (3), e12434. https://doi.org/10.1111/jspn.12434
23. Ferris, C., & O'Brien, K. (2022). The ins and outs of posttraumatic growth in children and adolescents: A systematic review of factors that matter. Journal of Traumatic Stress, 35 (5), 1305–1317. https://doi.org/10.1002/jts.22845
24. Hughes, K., Bellis, M. A., Hardcastle, K. A., et al. (2017). The effect of multiple adverse childhood experiences on health: A systematic review and meta-analysis. Lancet Public Health, 2 (8), 356–366.
25. Kaye-Tzadok, A., & Icekson, T. (2022). A phenomenological exploration of work-related post-traumatic growth among high-functioning adults maltreated as children. Frontiers in Psychology, 13, 1048295. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1048295
26. Le-Deist, F. D., & Winterton, J. (2005). What is competence? Human Resource Development International, 8 (1), 27–46. https://doi.org/10.1080/1367886042000338227
27. Quan, L., Lü, B., Sun, J., Zhao, X., & Sang, Q. (2022). The relationship between childhood trauma and post-traumatic growth among college students: The role of acceptance and positive reappraisal. Frontiers in Psychology, 13, 921362. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.921362