сотрудник с 01.01.2020 по настоящее время
Челябиснк, Челябинская область, Россия
с 01.01.2001 по настоящее время
Россия
УДК 159.9.015 Теории психологии, основанные на точных науках
Введение. Деструктивное поведение подростков представляет актуальную проблему современного общества, оказывающую негативное влияние на их развитие, социальную адаптацию и безопасность окружающих. Актуальность профилактики деструктивного поведения подростков обусловлена тем, что в современном российском обществе подобное поведение молодежи становится массовым явлением. В перечень деструктивного поведения входят конфликты с применением физической силы, употребление психоактивных веществ, случаи травли и насилия, попытки суицида, нахождение подростка в запрещенных деструктивных субкультурах и интернет-сообществах. В статье рассматриваются современные подходы и методы профилактики такого поведения, а также анализируются их эффективность и возможности внедрения в практическую деятельность. Представлены рекомендации, подготовленные в целях использования наиболее эффективных и рациональных вариантов способов реагирования и взаимодействия психологов, педагогов, родителей с подростками для профилактики деструктивного поведения. Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, психодиагностические методики. Результаты исследования. Разработанная профилактическая модель по преодолению деструктивного поведения может широко использоваться в практике психологов и педагогов образовательных учреждений, что значительно повысит эффективность мероприятий, так как учитывает личностные особенности, социально-психологические предикторы (макро- и микросоциальные), а также типы деструктивного поведения.
деструктивное поведение, подростки, профилактика деструктивного поведения, рекомендации по преодолению деструктивного поведения
1. Абдурахманова, А. Т. (2020). Деструктивное поведение как проблема адаптации в обществе. Вестник науки и образования, 7-2 (85). 95–97.
2. Баева, И. А., Гаязова, Л. А., Кондакова, И. В., Лактионова, Е. Б. (2021). Психологическая безопасность и социальный интеллект подростков и юношей. Психологическая наука и образование, 26 (2). 5–16. https://doi.org/10.17759/pse.2021260201
3. Бардышевская, М. К. (2022). Деструктивные факторы в развитии младших школьников с социально опасной агрессией. Вопросы психологии, 68 (3). 59–70.
4. Горьковая, И. А. (2020). Направления профилактики противоправного поведения подростков в России. Психология человека в образовании, 2 (3), 265–276. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-265-276
5. Злоказов, К. В. (2016). Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе. Педагогическое образование в России, 5, 71–81.
6. Исаева, О. М., Волкова, Е. Н., Акимова, А. Ю. (2022). Факторы психологического благополучия российской молодежи. Психологическая наука и образование, 27 (4), 24–35. https://doi.org/10.17759/pse.2022270403
7. Клейберг, Ю. А. (2018). Типология деструктивного поведения. Вестник Краснодарского университета МВД России, (1). 130–135.
8. Сергоманов, П. А., Андреева, А. Д., Данилова, Е. Е. (2020). Российский подростки эпохи позднего СССР и современного Российского общества. Вопросы психологии, 4, 40–53.
9. Симонова, М. М. (2020). Анализ теорий девиантного поведения личности : социологический подход. Социально-гуманитарные знания, (1). 135–144.
10. Собкин, В. С., Федотова, А. В. (2019). Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт. Психологическая наука и образование, 24 (2), 5–18.
11. Трошина, Н. В. (2017). Формы агрессивного выражения деструктивности в современном обществе. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 7 (81), 193–195.
12. Хломов, К. Д., Бочавер, А. А., Фоменко, М. С., Селванова, Е. И., Шемшурин, А. А. (2022). Агрессия и автономия в подростковом возрасте. Психологическая наука и образование, 27 (3), 117–128. https://doi.org/10.17759/pse.2022270309
13. Abakumova, I. V., Grishina. A. V., & Godunov M. V. (2021). Hypoadaptive strategy of meaning building as a manifestation of personality infantilism. Educational Bulletin Consciousness, 23 (1), 31–35.
14. Blaya, C., & Audrin, C. (2019). Toward an Understanding of the Characteristics of Secondary School Cyberhate Perpetrators. Frontiers in Education, (4), 46. https://doi.org/10.3389/feduc.2019.00046
15. Buckels, E. E., Paulhus, D. L., Trapnell, P. D., & Andjelovic, T. (2019). Internet trolling and everyday sadism: Parallel effects on pain perception and moral judgment. Journal of Personality, 87 (2), 328–340. https://doi.org/10.1111/jopy.12393
16. Celik, S. (2019). Experiences of internet users regarding cyberhate. Information Technology & People, 32 (6), 1446–1471. https://doi.org/10.1108/itp-01-2018-0009
17. Snyder, B. (ed.) (2010). Coping with seven disruptive personality types in the classroom. Madison, WI: Magna Publications Access mode. URL: https://resources.finalsite.net/images/v1590876479/northwestmsedu/mrlaokp6aqomejlcpd2f/copingwith7disruptivepersonalitytypes.pdf
18. March, E., Litten, V., Sullivan, D. H., & Ward, L. (2020). Somebody that I (used to) know: Gender and dimensions of dark personality traits as predictors of intimate partner cyberstalking. Personality and Individual Differences, 163, 110084. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110084