сотрудник
Челябинск, Челябинская область, Россия
УДК 159.99 Прочие вопросы психологии
УДК 343.955 Психология уголовного судопроизводства
Введение. В российском обществе констатируется снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также преступлений в отношении несовершеннолетних. При этом проблема дезадаптации несовершеннолетних, ставших участниками, жертвами или свидетелями криминальных событий, остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Проблема дезадаптации несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства наблюдается во всех проявлениях субъектности: подозреваемый/подследственный, потерпевший, свидетель. Проявление дезадаптации, ее типы и уровни, а также интенсивность зависят от соотношения и когерентности внешнего актора и внутренней готовности к дезадаптивным процессам. В психологическом плане дезадаптация влияет на регулятивные процессы. Криминальное событие является актором дезадаптации потерпевшей личности и свидетеля. Дезадаптация влияет на понимание и осознание вины совершенного криминального поступка, содержания и последствий криминального события. Цель исследования. В исследовании поставлены задачи, направленные на определение связи процессов саморегуляции с возрастной и индивидуальной готовностью понимать вину как событие и последствие; определение признаков проявления, содержания и методов диагностики социального дефекта несовершеннолетнего как последствий его участия в криминальном событии; разработку требований к отбору методов и методик судебной психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних; создание модели деятельности психолога как специалиста в уголовном судопроизводстве по сопровождению прав и интересов несовершеннолетнего; определение статуса, содержания и средств деятельности специалиста-психолога по оценке достоверности показаний несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства в ходе проведения с ними процессуальных мероприятий. Методы исследования. Основу исследования составили анализ информации и эмпирические исследования. Результаты. На основании проведенных изысканий сделаны выводы и поставлен ряд перспективных исследовательских задач.
дезадаптация, социальный дефект, произвольная саморегуляция, достоверность показаний, несовершеннолетний, криминальная психология
1. Андриенко, Ю. В. (2001). В поисках объяснения роста преступности в России в переходный период: криминометрический подход. Экономический журнал ВШЭ, 5 (2), 194–220.
2. Антонян, Ю. М. (2022). Отчуждение личности как причина преступности. Общество и право, 2 (80), 8–19.
3. Баранов, А. М., Коробкова, Е. Е. (2024). Участие психолога при производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних (постановка проблемы). Вестник Дальневосточного юридического института МВД России, 1 (66), 5–10.
4. Васкэ, Е. В. (2010). Психологический анализ поведенческого реагирования в юридически значимых ситуациях несовершеннолетних потерпевших по половым преступлениям. Психологические исследования: электронный научный журнал, 3 (11). http://psystudy.ru
5. Векленко, С. В. (2008). Значение категорий диалектики для познания вины в уголовном праве. Научный вестник Омской академии МВД России, 2 (29), 44–48.
6. Векленко, С. В. (2024). Презумпция вины в уголовном праве России. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2 (102), 131–136. https://doi.org/10.35750/2071-8284-2024-2-131-136
7. Гарбатович, Д. А., Классен, А. Н. (2017). Квалификация преступлений по мотиву и цели. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право, 17 (3), 13–18. https://doi.org/10.14529/law170302
8. Гаухман, Л. Д. (2001). Квалификация преступлений: закон, теория, практика. Москва: Центр ЮрИнфоР.
9. Дозорцева, Е. Г., Афанасьева, А. Г. (2015). Оценка достоверности свидетельских показаний несовершеннолетних. Современная зарубежная психология, 4 (3), 47–56. https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040306
10. Енгалычев, В. Ф., Королева, Е. А., Александрова, О. В. (2023). Новые подходы к применению специальных психологических знаний при расследовании преступлений против половой неприкосновенности, совершенных несовершеннолетними. Человек: преступление и наказание, 31 (4), 610–618. https://doi.org/10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).4.610-618
11. Зауторова, Э. В. (2018). К вопросу о причинах дезадаптации личности несовершеннолетних. Школа Науки, 6 (6), 30–31.
12. Каменская, В. Г., Томанов, Л. В. (2022). Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков. Экспериментальная психология, 15 (1), 139–159. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150109
13. Капинус, О. С. (ред.) (2019). Особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей: вопросы теории и практики: сборник материалов семинара (Москва, 14 ноября 2018 года). Москва: Университет прокуратуры Российской Федерации.
14. Кармановский, М. С. (2010). К вопросу о правовом статусе свидетеля как потерпевшего от преступных посягательств. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 3 (47), 79–81.
15. Карпова, А. В., Михайлова, Ю. А., Чижова, Д. С. (2019). Возможности психологического анализа показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве. Психология и право, 9 (4), 174–186. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090413
16. Кирсанова, Т. А., Тертычная, И. В. (2021). Понятие потерпевшего и свидетеля в уголовном праве. Евразийская адвокатура, (1 (50)), 34–38. https://doi.org/10.52068/2304-9839202150134
17. Конопкин, О. А. (2005). Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2 (1), 27–42.
18. Котелевцев, Н. А. (2019). Определение субъекта и субъектности в отечественной психологической науке. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 3 (51), 208–212.
19. Липунова, О. В. (2015). Взаимосвязь уровня субъективного контроля и доминирующих защитных механизмов у девиантных подростков. Наука и мир, 4-2(20), 113–115.
20. Панцырь, С. Н., Новгородцева, А. П. (2013). Личностные особенности подростков с девиантными формами поведения. Культурно-историческая психология, 9 (2), 64–72.
21. Петровский, А., Петровский, В. (2014). Категория личности (к построению онтологической модели личности). Развитие личности, (2), 58–91.
22. Руденский, Е. В. (2020). Субъектная виктимность личности подростка как уязвимость жизнеспособности: феноменология, гносеология и онтология. СМАЛЬТА, (3), 32–40.
23. Сафуанов, Ф. С., Макушкин, Е. В. (2017). Экспертная психолого-психиатрическая диагностика способности к саморегуляции обвиняемых и потерпевших по делам о психическом воздействии. Прикладная юридическая психология, (3), 6–17.
24. Семенова, К. Г. (2024). Социально-психологическая дезадаптация подростков: типология и взаимосвязь с системой ценностных ориентаций. Вестник практической психологии образования, 21 (1), 111–124. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210109
25. Ситковская, О. Д. (2019). Психологические основы допроса свидетеля. В Д. В. Сочивко (Ред.), Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов (Рязань, 05 апреля 2019 года, стр. 1002–1012). Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний.
26. Тарханов, И. А., Гайфутдинов, Р. Р. (2020). Субъективная сторона преступления и отражение ее признаков в уголовном законодательстве. Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки, 162 (2), 161–176. https://doi.org/10.26907/2541-7738.2020.2.161-176
27. Фоминых, Е. С. (2014). Психологические механизмы виктимности. Научно-методический электронный журнал "Концепт", (5), 116–120.