сотрудник с 01.01.2020 по настоящее время
Красноярск, Россия
Введение. Одним из способов формирования готовности сотрудников полиции к решению оперативно-служебных задач является комплексная (огневая, физическая и тактико-специальная) подготовка. Практика служебной деятельности показывает, что в ситуациях применения мер административного принуждения используется большое количество двигательных умений и навыков, ранее сформированных на занятиях по различным видам профессиональной подготовки. Следовательно, комплексная подготовка позволяет одновременно задействовать средства физической, огневой и тактико-специальной подготовки, а также первой помощи для формирования необходимых сотруднику полиции профессиональных компетенций. Метод ситуационного моделирования предоставляет возможность конструировать модели служебной деятельности. В статье представлены результаты аналитической работы по изучению использования метода ситуационного моделирования с точки зрения исторического развития и практического опыта подготовки полицейских в России и за рубежом. Методы. В рамках исследования выполнен анализ нормативно-правовых актов, диссертаций, научных статей, учебно-методических материалов. Для изучения практики использования метода ситуационного моделирования проведен опрос сотрудников территориальных подразделений МВД России. Результаты. Аналитическая работа позволила исследовать практику использования метода ситуационного моделирования в профессиональной подготовке сотрудников отечественных органов внутренних дел с XX столетия и по настоящее время. Кроме того, изучено содержание профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов за рубежом. Предполагается, что результаты аналитической работы послужат основой для создания и реализации технологии комплексного обучения сотрудников российской полиции применению мер административного принуждения, основанной на методе ситуационного моделирования.
Профессиональная компетенция, сотрудник полиции, огневая подготовка, физическая подготовка, методика профессиональной подготовки, метод ситуационного моделирования, комплексная подготовка, административное принуждение.
1. Мусина Н.И., Мухина Т.Г., Яркова Д.Д. Историко-педагогический анализ развития системы профессиональной подготовки сотрудников российской полиции (милиции): XVIII-XXI вв. // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 3 (36). С. 15-33.
2. Абдулханнянов И.А., Хелезова Я.М. Эволюция системы огневой подготовки сотрудников советской милиции // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 4 (21). С. 76-82.
3. Кузнецов С.В., Волков А.Н., Козицын А.Л. Организация физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: Монография. Н.Новгород: НА МВД России, 2020. 398 с.
4. Гейжан Н.Ф., Балахонский В.В., Миронкина О.Н. Профессиональный отбор и обучение сотрудников полиции в зарубежных странах // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5-1. С. 501-510.
5. Волков А.Н., Кузнецов С.В. Сравнение российской и зарубежной модели применения физической силы сотрудниками органов внутренних дел // Актуальные проблемы обучения применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками органов правопорядка. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Омск: ОА МВД России, 2023. С. 34-38.
6. Усков С.В. Сравнительный анализ профессиональной рукопашной подготовки учебных заведений полиции зарубежных стран и России // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 2. С. 59-73.
7. Бельский А.Е. Особенности моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности в профессиональной подготовке сотрудников полиции // Modern Science. 2019. № 11-1. С. 162-165.
8. Троян Е.И., Силкин Н.Н. Обучение сотрудников патрульно-постовой службы полиции применению физической силы на основе использования ситуационного метода // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4 (88). С. 207-214.
9. Троян Е.И., Архипов С.Н. Обучение сотрудников полиции комплексным силовым действиям на основе интеграции огневой и физической подготовки // Образование и право. 2020. № 9. С. 269-273.
10. Кравчук А.И. Особенности применения наручников сотрудниками охранно-конвойной службы полиции // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Материалы международной научно-практической конференции. Ч. 1. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2022. С. 198-200.
11. Силкин Н.Н., Шайдулин М.Р. Психологическая подготовленность сотрудников ОВД с учетом конфликтных ситуаций // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация. Материалы Международного научного конгресса. Чебоксары, 2024. С. 298-299.
12. Герасимов И.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональных навыков сотрудников полиции к действиям по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Наука-2020. 2024. № 1 (68). С. 130-139.
13. Горелов С.А., Ломакин В.В., Сапов А.В. Специальная подготовка сотрудников ОВД в особых условиях как элемент профессиональной подготовки // Перспективы науки. 2024. № 7 (178). С. 74-76.
14. Черменев Д.А., Бордачев А.Ю. Особенности организации проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России // Научный компонент. 2022. № 1 (13). С. 126-130.
15. Алтунин А.Ю. Использование имитационных методов обучения в тактико-специальной подготовке курсантов вузов МВД России // Ученые записки Орловского государственного университета. 2022. № 3 (96). С. 137-140.
16. Синянский В.А. Ситуационное моделирование как средство профессионально-ориентированной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России: Монография. М., 2023. 136 с.
17. Астафьев Н.В. Интегративный подход в системе профессионального образования сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики. Материалы международной научно-практической конференции. СПб: СПбУ МВД России, 2023. С. 17-25.
18. Лупырь В.Г. Междисциплинарная методология ситуационного подхода в огневой подготовке курсантов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28. № 2 (93). С. 210-216.