Отношение подростков сельской местности к сквернословию в своей среде
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В статье поднимается проблема сквернословия в подростковой среде, актуальность которой обосновывается возрастающим количеством жалоб педагогов и родителей на слишком активное использование подростками сквернословия в межличностном взаимодействии. Методы. Приводится анализ социально-психологической и педагогической литературы по проблеме сквернословия в подростковом возрасте и результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления причин и факторов распространения сквернословия среди подростков и обоснования необходимости его профилактики в условиях сельской школы. В исследовании приняли участие 72 подростка в возрасте 13–15 лет, обучающиеся в 7, 8 и 9-м классах сельских малокомплектных школ. В качестве диагностического материала были применены анкета «Сквернословие в моей жизни»; опросник на выявление причин сквернословия; анализ документов; тест-опросник для определения уровня самооценки С. В. Ковалева; методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» (Дж. Морено); методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера. Результаты. Выявлено, что использование ненормативной лексики представляет привычную форму личностного самовыражения подростков, является одним из способов проявления взрослости и возможности занимать более значимую позицию в референтной группе. Разработка комплексной программы профилактики сквернословия в межличностном взаимодействии подростков будет способствовать формированию у них негативного отношения к обсценной лексике.

Ключевые слова:
подростки, сквернословие, самооценка, социальный статус, референтная группа, само- контроль, социально-педагогическая профилактика
Список литературы

1. Башманова, Е. Л. (2010). Причины и факторы распространения сквернословия среди учащейся молодежи. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2 (14), 174–183.

2. Буровихина, И. А. (2017). Детское сквернословие. Директор школы, 7, 91–97.

3. Власян, Г. Р. (2014). Проникновение ненормативной лексики в язык повседневного общения. Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение, 7 (336), 15–17.

4. Гурьянова, М. П. (2002). Сельская школа и социальная педагогика. Минск: Амалфея.

5. Дубровина, Д. А. (2015). Сквернословие у подростка: сущность, особенности и психолого-педагогическая пропедевтика. Педагогическое образование в России, 9, 52–56.

6. Ермакова, А. В. (2001). Русский мат как феномен культуры. Высшее образование в России, 3, 104–106.

7. Жельвис, В. И. (2001). Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. Москва: Ладомир.

8. Жигинас, Н. В., Аксёнов, М. М. (2005). Проблема агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискуса. Вестник Томского государственного педагогического университета, 1, 77–82.

9. Захарова, И. Г., Панина, Л. В. (2024). Воспитательно-пропедевтическая деятельность по профилактике сквернословия младших школьников в рамках классного часа. Наукосфера, 7 (1), 128–134. https://doi.org/10.5281/zenodo.12771203

10. Лаврикова, И. Н. (2023). Пандемия сквернословия: возможные риски и последствия. Мир науки. Социология, филология, культурология, 14 (3). https://doi.org/10.15862/61KLSK323

11. Макаренко, А. С. (1988). Книга для родителей. Москва: Педагогика.

12. Мешкова, И. В. (2021). Об отношении современной молодежи к ненормативной лексике. Тенденции развития науки и образования, 75 (4), 99–102.

13. Могутова, О. А. (2020). О причинах сквернословия в вербальном поведении молодежи. Общество: социология, психология, педагогика, 2 (70), 50–53. https://doi.org/10.24158/spp.2020.2.7

14. Одинцова, Е. В. (2016). Культура речи как регулятор нравственного и физического здоровья общества. Здоровье – основа человеческого потенциала: проблема и пути их решения, 11 (3), 107–115.

15. Салимулин, А. А., Григоренко, Н. Ю., Брызгалова, С. О. (2023). Причины и механизмы появления обсценной лексики в детской речи у детей с нормотипичным и отклоняющимся развитием. Педагогическое образование в России, 5, 227–233.

16. Семенюк, Л. М. (2001). Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта.

17. Сухомлинский, В. А. (1990). Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие. Москва: Педагогика.

18. Сыкеева, И. Н., Молотков, Ю. В. (2022). Ненормативная лексика как культурный код новой эпохи. Культура: управление, экономика, право, 3, 13–17. https://doi.org/10.18572/2070-2159-2022-3-13-17

19. Тымчук, Е. В. (2024). Значение речевой культуры в социальной коммуникации. Начала русского мира, 1, 103–117.

20. Щербинина, Ю. В. (2010). Учимся управлять агрессией. Москва: Форум.

21. Якимова, Н. С. (2011). Вербальная агрессия как актуальный феномен современного общества. Вестник Кемеровского государственного университета, 1 (45), 184–188.

22. Coulardeau, J. (2018). Mind-Language, the Expanding Heart of Cognition. Open Journal of Social Sciences, 6, 32–47. https://doi.org/10.4236/jss.2018.66004

23. Haqberdiyeva, F. G. Q., Rakhmatzhonov, J. R. O., & Khushvakov, Sh. F. (2023). Prevention of deviant behavior in adolescents. Texas Journal of Multidisciplinary Studies, 26, 1–3.

24. Liu, J. Y., Zhang, X. Y., & Li, H. X. (2023). Analysis of Language Phenomena in Internet Slang: A Case Study of Internet Dirty Language. Open Access Library Journal, 10: e10484. https://doi.org/10.4236/oalib.1110484


Войти или Создать
* Забыли пароль?