с 01.01.2020 по 01.01.2022
Калининград, Калининградская область, Россия
В статье рассматриваются особенности современной текстологии и их влияние на процесс обучения в условиях развития информационных и мультимедийных систем. Изложены теоретические основы «новой грамотности» XXI века, охарактеризованы тенденции изменения текста: отказ от линейности в построении и восприятии текста, сжатие объема текста, интерактивные и визуальные формы его репрезентации. Приводятся примеры текстов «новой природы», таких как комиксы и инфографика, рекомендуемые для использования на занятиях русского языка как иностранного. Выделены характерные черты текстов «новой природы» и описаны технологии работы с ними, способствующие более эффективному изучению русского языка иностранными учащимися.
текст «новой природы», русский язык как иностранный, визуализация, инфографика, комиксы
1. McLuhan M., Lawsofmedia: the new science. – Toronto; Buffalo: University of Toronto. – Press, 1988. 464 p.
2. Гиренок, Ф.И. Метафизика пата (косноязычие усталого человека). М.: Лабиринт, 1995. 201 с.
3. Buckingham D. Digital Media Literacies: rethinking media education in the age of the Internet // Research in сomparative and International Education. Vol. 2. № 1. 2007. Pp. 43-55.
4. Данилова, Г. В. «Тексты новой природы» как источник образовательного потенциала и «новой грамотности» школьников / Г. В. Данилова // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы : Сб-к мат-лов VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб.: Лема, 2016. С. 52-55.
5. Казакова Е.И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 102-109.
6. Полежаев, Д. В. Некоторые аспекты философского измерения текста (в контексте ментального подхода) / Д. В. Полежаев // Тексты новой природы в образоват. пространстве современной школы : Сб-к мат-лов VIII Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб.: Лема, 2016. С. 77-80.
7. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., 1990. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука. С. 180-189.
8. Якобсон Р. О. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Р. Якобсон. Избранные труды. М.: Прогресс, 1985. C. 319-330.
9. Ворошилова М. Б. Стратегии декодирования креолизованного текста // Когнитивные исследования языка. 2019. № 37. 690 с.
10. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Академия. 2003. 128 с.
11. Белая, А. Г. Визуализация в преподавании РКИ / А. Г. Белая, Н. В. Сазонова, Е. И. Фещенко // Современные технологии и образование: международная научно-практическая конференция, 26-27 ноября 2020 г.: в 2 ч. – Белорусский национальный технический университет; редкол.: А. М. Маляревич (гл. ред.) [и др.]. Минск: БНТУ, 2021. Ч. 1. С. 70-72.
12. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. Пред. Р. Г. Котова, А. И. Новикова. М.: 1982. 250 с.
13. Хейзинга, Й. В тени завтрашнего дня: Диагноз духовного недуга нашей эпохи / Й. Хейзинга // Homo ludens (Человек играющий). М.: 2004. С. 241-366.
14. Королева С.Б., Полозова К.А. Комиксы в обучении РКИ: источники и приемы работы // НАУ. 2020. № 59. С. 8-11.
15. Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению /М.Б. Ворошилова // Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. 194 с.