с 01.01.2021 по 01.01.2024
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 378.4 Университеты
Введение. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающейся «Я-концепции») является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие всех акмеологических аспектов профессионализации человека: образовательного, профессионального и креативного. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение феномена рефлексии профессионального опыта курсантов образовательных организаций МВД России. В данной статье раскрывается сущность и значение рефлексии на этапах практик курсантов, предлагается внедрение рефлексивной карты их готовности к практике, даются рекомендации по развитию рефлексии. Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение философских, теоретико-методологических и психолого-педагогических исследований, контент-анализ учебных планов и программ, методических комплексов практик), эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, метод самооценки) и статистические методы (качественный и количественный анализ результатов). В качестве основных методик использованы методика А. В. Карпова и В. В. Пономарёвой и T-критерий Стьюдента. На основе анализа полученных данных уровня рефлексивности у обучающихся 3–5-х курсов Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя и Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова низкий уровень рефлексивности был выявлен у 25,1 % респондентов 3-х курсов, средний уровень рефлексивности выявлен у 60,5 %, высокий уровень рефлексивности отмечен у 14,4 % опрошенных. Сравнивая показали рефлексивности в динамике на примере 4-го и 5-го курсов, можно видеть закономерную положительную динамику. В дополнительном исследовании, респондентами которого стали те же курсанты 4-го курса, была предложена рефлексивная карта готовности к прохождению практики. После прохождения практики курсанты подготовили рефлексивные отчеты, итоги были обсуждены на предметно-методической секции кафедры, даны соответствующие рекомендации каждому из них. В данной выборке респондентов низкий уровень развития рефлексивности нивелирован, кроме того, значительно вырос средний и высокий уровни. Результаты. Введение рефлексивной карты готовности курсанта-практиканта и более тщательный рефлексивный анализ на всех этапах практик значительно увеличивают показатели рефлексивности и могут быть предложены для внедрения в практическую подготовку будущих правоохранителей.
рефлексия, рефлексивный анализ, рефлексивная карта готовности, практики, уровень рефлексивности
1. Сабинин А. А. Формирование профессиональных компетенций обучающихся ведомственных образовательных организаций системы МВД России в парадигме практикоориентированного подхода к обучению // Современные проблемы науки и образования : электронный журнал. – 2022. – № 3. – С. 23. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31722.
2. Синенко С. А. Особенности подготовки выпускников Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова по узкой специализации «Сотрудник подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения» / Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования) : сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, 20–21 апреля 2017 г. – Орёл: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова, 2017. – С. 338–342.
3. Брылева Ю. А. Кластерный подход в подготовке социальных педагогов / Шамовские педагогические чтения : сборник статей XIV Международной научно-практической конференции : в 2-х ч., 22–25 января 2022 г. – Москва: Научная школа управления образовательными системами, 2022. – Ч. 1. – С. 189–192.
4. Чупина В. А., Федоренко О. А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии : монография. – Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2019. – 200 с.
5. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – Москва: Академия Наук СССР, 1958. – 147 с.
6. Брушлинский А. В. Дискуссионные вопросы теории развивающего обучения // Известия Российской академии образования. –2000. – № 2. – C. 44–46.
7. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – Москва: Логос, 1999. – 272 с.
8. Сластенин В. А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст // Педагогическое образование и наука. –2002. – № 4. – С. 4–9.
9. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – Москва: Наука, 1977. – 380 с.
10. Анисимов О. С. Стратегия и стратегическое мышление : Акмеологическая версия. – Москва: Агро-Вестник, 1999. – 605 с.
11. Базулина А. А. Современные подходы к определению структуры профессиональной компетентности курсанта (слушателя) / Правопорядок в России: проблемы совершенствования : сборник трудов конференции, Симферополь, 26 июня 2019 г. / ред. кол.: С. Ю. Бирюков, Д. В. Кайргалиев. – Волгоград: Издательский дом «Сириус», 2019. – С. 7–8.
12. Панкратова Е. П. Формирование нравственно-патриотической направленности личности курсантов в контексте социально-педагогического проекта деятельности педагога-куратора / Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности: взаимодействие науки, нормотворчества и практики [Электронный ресурс] : материалы I Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2018 г. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2018. – С. 319–322. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
13. Простакишина Ю. А., Семчук И. В. Коммуникативные и организаторские качества как неотъемлемые компоненты имиджа сотрудника ПДН / Правопорядок в России: проблемы совершенствования : сборник научных статей Всероссийской конференции, 18–21 апреля 2017 г. – Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2017. – С. 153–156.
14. Абульханова К. А., Ануфриев А. Ф., Баскакова Я. А. [и др.] Социокультурные и психолого-педагогические проблемы социализации молодежи : монография / под ред.: Е. А. Леванова, А. В. Мудрик. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. – 298 с.
15. Ульянова И. В., Евсеева И. Г., Борисова Е. В. Самовоспитание курсантов образовательных организаций МВД России как актуальная психолого-педагогическая проблема // Вестник экономической безопасности. – 2018. – № 3. – С. 266–269.
16. Денисова А. Ю. Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения при прохождении практик будущими сотрудниками полиции / Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития участников образовательного процесса : сборник материалов Международной научно-практической конференции, 14–18 ноября 2022 г. / отв. за вып. К. В. Булах, Н. Ю. Демченко, И. П. Макаренко [и др.]. – Невинномысск: Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, 2022. – С. 77–82.
17. Ульянова И. В. Способность к рефлексии – актуальное качество будущего педагога // Высшее образование в России. – 2011. – № 8-9. – С. 147–150.