сотрудник
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 159.9 Психология
Введение. В течение жизни у человека формируется (им самим и/или обстоятельствами) «тип темпоральности его личности», определяющий повседневную и трудовую активность. Проблема исследования заключается в ответах на вопросы: возможно ли на основе временной направленности и временного сценария описать типы темпоральности личности? Существуют ли различия в отношении ко времени, его функциях и доминирующей ориентацией адаптивной активности у субъектов с различным типом темпоральности? Методы исследования. Респондентами выступили 355 представителей социономических профессий, в возрасте от 27 до 35 лет (180 женщин и 175 мужчин). Психодиагностическими методиками выступили авторские разработки: опросник «Субъективная оценка временной направленности», шкала «Временной сценарий личности», методика «Шкала субъективного отношения к времени», анкета «Темпоральность личности», опросник «Субъективная оценка адаптивной активности личности». Результаты. Установлены ресурсный, невротично-фиксированный и инфантильно-фиксированный типы темпоральности личности. «Ресурсный тип» – сочетание разрешающего временного сценария с направленностью на настоящее и будущее, гибким отношением ко времени, которое выполняет мобилизующую функцию, и прагматической ориентацией адаптивной активности. «Невротично-фиксированный тип» – это сочетание запрещающего временного сценария, с фиксацией на прошлом, временной зависимостью, где время обладает ограничивающей и подавляющей субъекта функциями, с гомеостатической ориентацией адаптивной активности. «Инфантильно-фиксированный тип» – сочетание инфантильно-разрешающего временного сценария с фиксированной направленностью на настоящее, равнодушным отношением ко времени, выполняющим ограничивающую функцию для субъекта и гедонизмом как ведущей ориентацией адаптивной активности.
темпоральность, отношение, сценарий, функции времени, адаптивная активность
1. Абульханова, К. А., Березина, Т. Н. (2001). Время личности и время жизни: монография. Санкт-Петербург: Алетейя.
2. Вечканова, Е. М. (2014). Специфика временной перспективы личности при различных уровнях переживания кризиса идентичности. Вестник Кемеровского государственного университета, 4 (60) (2), 117-122.
3. Головаха, Е. И., Кроник, А. А. (1984). Психологическое время личности. Киев: Наукова Думка.
4. Горькая, Ж. В. (2014). Социокультурный анализ психологии восприятия времени. Вестник Самарского государственного университета, 9 (120), 245-250.
5. Гурова, О. С. (2019). Особенности временной перспективы людей с хроническими заболеваниями. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 5 (5 (16)), 14-24. URL: http://hpcas.ru/ article/view/7216
6. Духновский, С. В. (2021). Шкала «Отношение к времени»: психометрическая характеристика и возможности использования. Личность: ресурсы и потенциал, 4 (12), 59-66.
7. Духновский, С. В., Мищенко, В. А., Миронов, А. В. (2022). Личностные характеристики педагогов зрелого возраста с разным отношением ко времени. Северный регион: наука, образование, культура, 1 (49), 39-46. https:// doi.org/10.34822/2312-377X-2022-1-39-46
8. Духновский, С. В., Заикин, А. В. (2023). Особенности временной направленности субъектов, переживающих и непереживающих безопасность. Психопедагогика в правоохранительных органах, 28 (2 (93)), 133-138. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2023-293-133-138
9. Забелина, Е. В. (2018). Время в восприятии современной молодежи: отражение культуры постмодернизма. Гуманитарные науки, 4 (44), 17-23.
10. Зимбардо, Ф., Бойд, Дж. (2010). Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь: исправь Прошлое, наслаждайся Настоящим и управляй Будущим. Санкт-Петербург: Речь.
11. Клочко, В. Е., Краснорядцева, О. М, Хван, Н. В. (2015). Индивидуально-психологические характеристики двух типов хронотипической организации жизненного мира человека. Вестник Кемеровского государственного университета, 3 (63) (3), 148-154.
12. Ковалев, В. И. (1995). Особенности личностной организации времени жизни. В Гуманистические проблемы психологической теории: сборник статей (стр. 179-184). Москва: Наука.
13. Кравцова, Я. В., Дубовицкая, Т. Д., Абдуллин, А. Г. (2020). Психологическое время и самоэффективность личности. Психология. Психофизиология, 13 (3), 17-23. https://doi.org/10.14529/jpps200302
14. Петровский, В. А. (1992). Психология неадаптивной активности. Москва: ТОО «Горбунок».
15. Печерская, С. А. (2014). Психологическое время как психологический аспект здоровья личности. Вестник Университета, 21, 292-297.
16. Чеврениди, А. А. (2019). Особенности временной перспективы у руководителей разного должностного уровня. Организационная психология, 7 (1), 83-96.
17. Яницкий, М. С., Серый, А. В., Браун, О. А., Балабащук, Р. О. (2021). Хронотопические характеристики образа мира в ситуации пандемии COVID-19. Вестник Кемеровского государственного университета, 23 (2), 466-476. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-2-466-476
18. Яничев, П. И. (2007). Психология отражения и переживания времени: актуальные проблемы. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 42, 7-20.
19. Reisch, L. A. (2001). Time and Wealth. Time & Society, 10(2-3), 367-385. https://doi.org/10.1177/0961463X01010002012
20. White, L. T., Valk, R., & Dialmy, A. (2011). What Is the Meaning of “on Time”? The Sociocultural Nature of Punctuality. Journal of Cross-Cultural Psychology, 42 (3), 482-493. https://doi.org/10.1177/0022022110362746