сотрудник
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.07 Общая педагогика
ББК 740 Общая педагогика. История образования и педагогической мысли. Организация образования
Актуальность темы связана с важностью гуманитарного образования для формирования мировоззренческих и духовно-нравственных основ личности. Необходимость гуманистической и гуманитарной направленности университетского образования обосновывается многими педагогами. Университеты системы МВД России предоставляют обучающимся возможность освоения широкого круга гуманитарных дисциплин. В статье представлены результаты исследования, в ходе которого была разработана система дисциплин гуманитарного цикла, влияющих на духовно-нравственное развитие обучающихся. В процессе анализа были выделены мировоззренческий и психолого-педагогические блоки гуманитарных дисциплин, указано количество часов на каждом курсе обучения. Кроме того, в статье показаны междисциплинарные связи гуманитарных дисциплин, интегрирующих знания по духовно-нравственной сфере развития личности. Выделены четыре тематических модуля гуманитарных дисциплин: «Человек», «Общество», «Деятельность», «Мироздание». Проведён анализ междисциплинарного взаимодействия выбранных тринадцати гуманитарных дисциплин. Показаны примеры форм и методов формирующей работы согласно учебным планам освоения этих дисциплин. Соотнесены темы, их содержание, формирующиеся компетенции, формы и методы экспериментальной работы, что позволяет наглядно проследить междисциплинарные связи.
мировоззрение, университетское образование, саморазвитие, гуманитарные дисциплины, духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное развитие курсантов
1. Райхлина Е. Л. Потенциал содержания гуманитарных дисциплин и его реализация в процессе патриотического воспитания студентов педагогического вуза // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 9-10. - С. 153-157.
2. Русанова А. А. Актуальные проблемы трансформации университетского образования в России // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 4. - С. 92-96.
3. Жиркова Г. П. Университетское образование в России: традиции и современность // Известия ВГПУ. - 2019. - № 1 (282). - С. 6-9.
4. Праздников Г. А. Болонский процесс в смысловом пространстве современного образования // Социологические исследования. - 2005. - № 10. - С. 42-47.
5. Бородавко Л. Т. Педагогические основы профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: теория и практика: монография. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. - 355 с.
6. Шафигуллина Ю. В. Значимость дисциплин гуманитарного цикла в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 3. - С. 305-308.
7. Васильева З. В. Проблема духовно-нравственного развития в отечественной педагогической мысли // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 1. - С. 140-144.
8. Васильева З. В. Роль духовно-нравственного развития для обучающихся образовательных организаций высшего образования МВД России / Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований [Электронный ресурс] : материалы региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 6 декабря 2019 года / сост.: А. А. Сарсенова, Э. Х. Мамедов. - Электрон. дан. (4,70 Мб). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. - С. 267-271.
9. Гейжан Н. Ф., Васильева З. В. Условия духовно-нравственного развития сотрудников полиции в образовательных организациях МВД России / Этическое и эстетическое в образовании. История проблемы, векторы : сборник научных статей: К 70-летию профессора Андрея Евгеньевича Зимбули / сост. Т. В. Шоломова; ред. Л. Н. Летягин. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - С. 37-42.
10. Бялт В. С. Формирование нравственного облика обучающихся в образовательных организациях МВД России в аспекте повышения эффективности профессионального образования / Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. - С. 67-71.