Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России (кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права, доцент кафедры)
сотрудник
Калининград, Калининградская область, Россия
Введение. В статье рассматривается цифровое насилие в отношении мигрантов. Подчеркивается недостаточность научной разработки данного явления и необходимость ее углубления. Повышенного внимания в данном случае требуют вопросы латентности преступлений, виктимности мигрантов, в том числе российских граждан, оказавшихся за рубежом. Наука должна способствовать формированию эффективного комплексного механизма противодействия насилию анализируемого вида. В связи с этим может быть полезно изучить и адаптировать к отечественным условиям зарубежный опыт внедрения современных практик организации такого противодействия. Методы. Методологическую основу исследования, результаты которого отражены в статье, составил диалектический метод, позволивший рассматривать цифровое насилие как динамичное явление. Статистический метод был использован для работы с данными ООН, МВД России и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, характеризующими динамику миграционных потоков и показателей преступности. Метод сравнительного анализа применялся для сопоставления отечественного и зарубежного опыта противодействия цифровому насилию. Кроме того, применялись методы абстрагирования, обобщения и анализа. Результаты. Феномен цифрового насилия в отношении мигрантов, в том числе представителей российской диаспоры за рубежом, следует изучать с учетом высокой виктимности потерпевших и латентности посягательств изучаемого вида. В статье дано определение цифрового насилия в отношении мигрантов: это противоправное психологическое и эмоциональное воздействие, осуществляемое посредством информационно-телекоммуникационных технологий, направленное на причинение морального, физического или имущественного вреда мигранту вопреки его воле, основанное на использовании его уязвимости. Представлены факторы, обусловливающие высокую степень виктимности мигрантов в цифровой среде: низкая цифровая и правовая грамотность, анклавизация, языковой барьер. Показаны формы цифрового насилия в отношении мигрантов и связанные с ним тенденции, в частности появление всё новых анонимных онлайн-механизмов вербовки и эксплуатации, повышающих латентность преступных деяний. Сформулированы рекомендации по противодействию цифровому насилию в отношении мигрантов. Они предусматривают внедрение в систему профилактики передовых технологий, а также совершенствование уголовного законодательства путем закрепления насилия рассматриваемого вида в качестве обстоятельства, отягчающего наказание.
Цифровое насилие, мигрант, виктимность мигрантов, латентность, противодействие цифровому насилию, международное сотрудничество.



