Введение. В системе обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства такая мера безопасности, как личная охрана, занимает центральное место, являясь одной из наиболее востребованных и тактически сложных в реализации. Ее применение обеспечивает сохранность жизни, здоровья и имущества лиц, подвергающихся реальным угрозам в связи с их процессуальным статусом и содействием правосудию. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения уровня правовой определенности в вопросах, связанных с личной охраной, организационной эффективности и технической оснащенности подразделений, ее осуществляющих.Это особенно значимо в условиях обостренияпротиводействия организованной преступности и повышенной общественной опасности посягательств на участников процесса.Методы. В ходе исследования, результаты которого представлены в статье, применялся общенаучный диалектический метод познания окружающей действительности. Кроме того, были использованы нормативно-правовой анализ, статистический и сравнительно-правовой методы, а также элементы системного и формально-юридического подходов, что позволило комплексно изучить нормативную базу, обобщить эмпирические данные и выработать предложения по совершенствованию законодательства и практики в вопросах, связанныхс обеспечением безопасности защищаемых лиц.Результаты. Было установлено, что в 2024 году личная охрана применялась чаще других видов государственной защиты и показала высокую эффективность – случаев гибели охраняемых лиц или причинения им вреда не допущено. Выявлено, что успешная реализация данной меры защиты требует значительных сил и средств, специальной подготовки личного состава, межведомственного взаимодействия и строгого следования установленным алгоритмам действий. Определены основные проблемы, осложняющие деятельность подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите: отсутствие в федеральном законодательстве легального определения личной охраны, затруднения при выполнении служебных задач на объектах с особым режимом доступа и в местах массового пребывания граждан, ограниченные возможности взаимодействия с другими структурами. Разработаны рекомендации по нормативному закреплению дефиниции «личная охрана», внесению изменений в Федеральный закон «О полиции», совершенствованию материально-технического и кадрового обеспечения подразделений, осуществляющих государственную защиту участников уголовного судопроизводства.
Личная охрана, государственная защита, участник уголовного судопроизводства, обеспечение безопасности участника судопроизводства, защищаемое лицо