from 01.01.2007 to 01.01.2020
Novosibirsk, Novosibirsk, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
UDK 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
GRNTI 14.07 Общая педагогика
The article is dedicated to a historical and pedagogical analysis of the development of the formation of professional readiness of cadets to manage units during the protection of public order. The problematic aspects of the development of the officer training system are highlighted and substantiated. The concept of readiness to manage a unit and the specifics of performing tasks in the protection of public order are revealed. The education features with a significant impact in the process of formation of professional readiness in the protection of public order are underlined. The authors’ attention is focused on the pedagogical approaches of A.V. Lunacharsky, M. N. Pokrovsky, S. T. Shatsky, P. P. Blonsky, and later A. S. Makarenko and V. A. Sukhomlinsky who were the advocates of proximity of training and practice. They publicized the value of the use of labor, and, as a result, practical methods in the study of various academic disciplines, the formation of students’ skills related to the development of creative and activity capabilities of a person. Special attention is paid to the current state of implementation of educational standards for the successful solution of problems of officers’ training. The paper reveals the sequence of development of formation of professional readiness of students to manage protection units for public order. The research analyses pedagogical conditions of increasing efficiency of the process under consideration (at the initial stage, at the stage of formation and intensive development, at the present stage).
professional readiness of the cadets; to manage units; protection of public order; military educational institutions; troops of the Russian National Guard
Войска национальной гвардии Российской Федерации в общей системе обеспечения национальной безопасности отвечают за стабильность государства. В настоящее время происходит ухудшение обстановки в мире и увеличивается количество новых угроз для государства. Перед войсками национальной гвардии стоит задача по обеспечению безопасности граждан и страны. Их действия направлены на устранение возможных угроз и других противоправных действий.
В настоящее время особое внимание уделяется подготовке офицерского состава войск национальной гвардии, внедряются новые методы работы, а также образцы техники и вооружения.
Для того чтобы подготовить к военной службе профессионалов, необходимо совершенствовать систему подготовки военнослужащих. Её уровень должен соответствовать задачам войск национальной гвардии. В процессе обучения необходимо делать упор на развитие необходимых профессиональных качеств, ценностных ориентаций и правильных представлений о профессии. Офицеры в процессе обучения должны быть подготовлены для выполнения служебно-боевых задач. Особое внимание уделяется развитию правильных действий и реакции в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций.
Офицерам необходимо обладать управленческими навыками, развитию которых в процессе обучения уделяется достаточно времени. Готовность к действиям в любых ситуациях является ключевым аспектом обучения офицеров войск национальной гвардии России.
Готовность – весомый компонент эффективной профессиональной деятельности офицеров, выпускников военных вузов [3, с. 27–30].
В военно-профессиональной деятельности готовность неразрывно связана с умением офицеров незамедлительно выполнить назначенные функции. От этого во многом зависит успех выполнения служебно-боевой задачи как индивидуальной, так и коллективной (подразделение, воинская часть)1.
Результат, достигнутый в процессе целенаправленной подготовки курсантов вузов Росгвардии к осуществлению управленческих функций, в воинских коллективах проявится как состояние готовности, а более точно – профессиональной готовности к управлению подразделениями.
Необходимо также отметить, что специфика выполнения задач по охране общественного порядка заключается в согласованных действиях органов внутренних дел, подразделений национальной гвардии Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасности, защиту прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Для изучения условий повышения эффективности процесса формирования профессиональной готовности курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка необходимо провести целенаправленный историко-педагогический анализ проблемы. Это возможно на основе чёткого определения этапов развития, что, в свою очередь, находится в прямой зависимости от возникновения, становления и развития отечественной военной школы. Необходимо понять особенности, опираясь на изучение наиболее значимых исторических этапов в развитии национальной культуры, образования, науки и военного дела.
В результате рассмотрения различных подходов определены следующие основные этапы:
– начальный – возникновение вооруженных формирований, выполнявших задачи по охране общественного порядка, зарождение системы подготовки военных кадров (в России это период с конца XIX в. по 1917 г.);
– становление и интенсивное развитие профессиональной готовности к управлению подразделениями при охране общественного порядка в военных образовательных организациях. Исторические рамки этого этапа – с 1917 г. по 1991 г.;
– современный этап формирования профессиональной готовности курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка вузов Росгвардии (1991 г. – начало XXI в.).
Изучая историю России, можно прийти к выводу, что уже во времена Древней Руси создавались специальные вооруженные силы, которые постоянно подвергались изменениям. Затем было введено понятие «военное управление». Военное управление рассматривалось в различных научных работах, подвергалось критике. Основная цель военного управления заключается в профессиональном формировании необходимых качеств у будущих военачальников.
Уже во времена Древней Руси избирали депутатов, волотил, городских управляющих, которые занимались охраной общественной безопасности2.
При Иване Грозном появились выборные земские учреждения, которые заменили существующий институт наместничества [8, с. 41–47].
На рубеже XVII–XVIII вв. Петр I провёл реформы, позволившие создать специальные органы власти, которые стали бороться с преступностью и общественным беспорядком. Эти органы получили название «регулярная полиция». В крупных городах были созданы специальные полицейские учреждения для защиты граждан и обеспечения порядка. Первые такие учреждения появились в Москве и Санкт-Петербурге.
Петр I указал на необходимость подготовки военных для будущей службы. Поэтому, начиная с 1698 года, в Москве стали открываться первые училища для пехотинцев и артиллеристов.
В военном образовании на тот момент выделяли две основные цели:
– общеобразовательная заключалась в необходимости освоения общеобразовательных знаний, которые являются основой профессионализма любого военного. Эти знания можно развивать и получать в ходе дальнейшей службы;
– воспитательная ориентирована на развитие определённых ценностей, устоев. Любовь к профессии, Родине, царю – вот основа воспитательной цели.
В этот период в обучении преобладал гуманитарный аспект [5, с. 147–152].
В 1811–1812 гг. была создана новая структура – Корпус внутренней стражи. Главная задача этой структуры заключалась в охране правового порядка и поддержании безопасности всего общества. Корпус внутренней стражи входил в состав армии.
Именно тогда были подписаны первые указы о корпусе внутренней стражи. В указах особое внимание уделялось применению оружия в чрезвычайных ситуациях.
В тот момент не существовало специальных военных образовательных учреждений внутренней стражи, поэтому набор офицеров происходил тремя способами:
1) офицеров переводили из различных частей армии;
2) через производство из унтер-офицеров;
3) некоторые студенты получали направления во внутреннюю стражу.
С 1860 по 1870 гг. проводились военные реформы. Все они были направлены на совершенствование и оптимизацию обучения военных. В итоге к 1914 г. была создана специальная система обучения, которая готовила военных для будущей службы. Появились военные гимназии, училища и академии3. Все действия направлялись на профессиональное обучение будущих военнослужащих.
В 1918 г. была создана Красная армия. Помимо Красной армии, были образованы войска Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Перед войсками стояла задача по защите государства и общества, для чего было необходимо за короткий срок подготовить военные кадры. В те времена обучение проводилось по программе заведений царской армии, подразумевавшей сокращение сроков обучения. В любой момент можно было остановить обучение и отправить подготовленных командиров на решение необходимых задач.
Основу обучения (60–65 %) составляли именно практические задачи4. Поэтому на теорию уходило не так много времени, как это было раньше. В ходе обучения проводились наглядные, лабораторные, показные занятия, которые позволяли на практике понять всю суть профессиональной деятельности5.
Уже в 1921 г. сформировали специальную индивидуальную систему подготовки, которая применялась для обучения кадров войск ЧК-ОГПУ. С 1920 г. по 1930 г. начали расширять сеть обучающих военных заведений для подготовки кадров ОГПУ.
В педагогическую практику изучения управления подразделениями при охране общественного порядка внедрялись прогрессивные взгляды А. В. Луначарского, М. Н. Покровского, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, а в последующем А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского о приближении обучения к практике, применении трудовых и, как следствие, практических методов при изучении различных учебных дисциплин, формировании у обучаемых навыков, связанных с развитием творческих и деятельностных возможностей человека.
В это время продолжали совершенствоваться существовавшие программы обучения. Основная задача заключалась в качественном образовании, которое необходимо было получить за короткий период. Каждый командир, прошедший подготовку, должен был отвечать следующим требованиям: управлять в условиях современного боя при наличии волевых качеств; вести специальную и военно-политическую подготовку; воспитывать младший командный состав взвода и красноармейцев; владеть необходимыми навыками руководства всеми существующими видами боевой работы как красноармейца, так и подразделения в целом. В ходе обучения курсанты должны были в равной степени овладеть знаниями и навыками руководства как кавалерийскими, так и пехотными частями в пограничных частях и войсках ОГПУ.
Начало Великой Отечественной войны потребовало пересмотра работы военно-учебных заведений войск НКВД. В тот период возникла потребность сократить сроки обучения, поэтому подготовку обучающихся осуществляли интенсивнее. Именно тогда стали использоваться активные формы и методы обучения, имитирующие реальные боевые ситуации, обеспечивающие формирование навыков командования взводом, ротой и батальоном.
В тот момент все общеобразовательные предметы исключили из учебной программы. Социально-экономические дисциплины объединялись в один (политическая подготовка). Военные предметы были пересмотрены и усреднены. Именно эти изменения позволили ускорить процесс обучения и даже улучшить качество подготовки.
27 февраля 1943 года вышел приказ, согласно которому все военные училища войск НКВД стали обучать курсантов в течение двух лет.
Как только закончилась война, снова встал вопрос об изменении и улучшении обучения в военных заведениях. В годы войны снизился общеобразовательный уровень учащихся, и образование нельзя было назвать полноценным.
Таким образом, возникла необходимость в проведении реформы. Произошли изменения в системе подготовки войск. Увеличилось время обучения, появились возможности дистанционного обучения будущих офицеров.
В ΧΧ в. (вторая половина 60-х гг.) происходят существенные изменения в структуре внутренних войск страны. В те годы начинают образовываться СМЧМ – специальные моторизованные части милиции. СМЧМ были созданы для поддержания порядка, особенно в периоды важных для страны событий: Всемирные студенческие игры в 1973 году, Олимпийские игры в 1980 году, Игра доброй воли в 1986 году и многие другие [6, с. 87].
В эти войска входили подготовленные сотрудники милиции, командиры армейских подразделений, которые отвечали всем необходимым профессиональным требованиям.
Сотрудникам необходимо было пройти переподготовку, которая осуществлялась в военных училищах МВД СССР6.
Важным обстоятельством рассматриваемого периода является то, что подготовка курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка постепенно стала приобретать статус самостоятельной системы профессионального становления военного специалиста.
Решающее значение для повышения уровня подготовки имел перевод военных училищ внутренних войск в высшие военные учебные заведения.
Лицам, окончившим высшие военные командные училища, присваивалась квалификация офицера мотострелковых войск с высшим общим образованием [1, с. 9–10].
В 1980 году выстроилась крепкая система, которая обеспечивала необходимое профессиональное обучение офицеров. В тот период появились различные кафедры (например, кафедра тактики внутренних войск), где изучались важные вопросы, связанные с основами управления подразделениями при охране общественного порядка.
Командно-преподавательский состав высших учебных заведений имел опыт выполнения задач и необходимые навыки для успешной подготовки офицеров. В этот период активно применялись новые виды, формы и методы проведения занятий. В процессе обучения использовались различные логические схемы, карты, сигналы. Появились понятия «диалоговые лекции», «конференция», «круглый стол», «дискуссия»; ролевые игры» и т. п. [2, с. 50].
Перестройка высшего и среднего специального образования, начавшаяся в стране во второй половине 80-х гг., коснулась и высшей военной школы, в том числе военных училищ внутренних войск. В качестве одной из приоритетных была определена задача дальнейшего развития учебно-воспитательного процесса на основе гуманитаризации, гуманизации и индивидуализации подготовки офицерских кадров. Акцент делался на вооружении курсантов знаниями, умениями и навыками, которые позволяли бы им уверенно выполнять свои обязанности на первичных офицерских должностях в войсках [9, с. 271].
К этому времени боевая служба войсковых нарядов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности вышла на новый качественный уровень, для которого были характерны тактика действий при скоплении граждан, угрозе прорыва и прорыве линии оцепления (войсковой цепочки) и т. д. Для управления подразделениями при выполнении таких задач требовались высококвалифицированные специалисты.
Современный этап формирования профессиональной готовности курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка вузов Росгвардии (1991 г. – начало XXI в.) характеризуется значительной противоречивостью.
С одной стороны, в начале–середине 90-х гг. развал СССР, острый политический и экономический кризис, сокращение оборонного бюджета, отсутствие должного финансирования внутренних войск и оборонного промышленного комплекса привели к оттоку из военных училищ большого количества преподавателей военно-профессиональных дисциплин, имеющих высокую квалификацию, учёные степени и звания. Всё это негативно сказалось на эффективности процесса подготовки курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка. При всём этом в соединениях и частях образовался большой некомплект офицеров первичного звена. С другой стороны, интенсивное привлечение внутренних войск для локализации вооружённых конфликтов в регионах бывшего СССР, контртерростических операций на территории Северного Кавказа привело к необходимости очередного реформирования. В этих условиях перед военными училищами встала задача повышения эффективности подготовки курсантов во всех направлениях служебно-боевой деятельности.
Вносились изменения и в содержание военно-профессиональных дисциплин, в теоретические положения: например, в освещение вопросов тактики действий военнослужащих при несении службы в составе патруля, поста охраны порядка (при проверке документов, досмотре граждан, транспортных средств) и т. д., активнее стал использоваться опыт боевых действий в Северо-Кавказском регионе.
Существенному реформированию подверглись военно-учебные заведения внутренних войск. Высшие военные командные училища войск преобразуются в Санкт-Петербургский, Северо-Кавказский, Саратовский, Пермский и Новосибирский военные институты внутренних войск. Срок обучения во всех вузах увеличился с 4 до 5 лет. Обучение стало осуществляться по новым программам.
В 2000–2001 гг. важным фактором новизны и качественного совершенствования подготовки курсантов должна была стать разработка новых учебных планов и программ подготовки специалистов в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами второго поколения. Однако в связи с более жёсткими требованиями к содержанию учебных дисциплин и бюджету учебного времени, расширением циклов общих гуманитарных и социально-экономических, а также общих математических и естественно-научных дисциплин, увеличением количества общепрофессиональных дисциплин бюджет времени на подготовку курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка был значительно урезан [10, с. 39–42].
С 2011 г. российская система высшего образования ориентирована в основном на Болонский процесс, основные положения которого направлены на глобализацию образования и взаимное признание дипломов. Но, исходя из опыта, невозможно было использовать все принципы Болонского процесса в подготовке военных кадров. Были проведены различные исследования, которые ещё раз доказали нецелесообразность системы «бакалавр–магистр». Подготовка бакалавров в течение четырёх лет не отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к выпускникам военных вузов Росгвардии. Если говорить простыми словами, четырёх лет для того, чтобы стать профессионалом своего дела, недостаточно7. Обучение в магистратуре предполагает в дальнейшем преподавательскую и педагогическую деятельность. Но на деле оказывается, что потребность Росгвардии в таких кадрах остаётся невысокой. Именно поэтому данная система не отвечает требованиям военного образования в современной России [4, с. 16].
Какие же положения Болонского процесса являются необходимыми в процессе обучения? Мы считаем, что компетентностный подход и направленность на результат являются самыми главными и важными составляющими, которых стоит придерживаться.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина был создан новый федеральный орган исполнительной власти – Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия).
Внутренние войска МВД доказали свою эффективность и способность выполнять служебные и боевые задачи, поэтому они и стали основой для формирования Росгвардии.
Сегодня военные вузы войск национальной гвардии России представляют собой высокотехнологичные организации высшего образования, реализующие современные образовательные стандарты, успешно решающие задачи подготовки офицерских кадров.
Таким образом, проведённый нами анализ раскрывает последовательность развития формирования профессиональной готовности курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка:
– на начальном этапе – система подготовки офицеров в России представляет собой не только ряд образовательных периодов, но и комплекс теоретических, организационных, практических и методических мероприятий, направленных на подготовку, воспитание, развитие, укрепление морального духа и самообразование будущих офицеров;
– на этапе становления и интенсивного развития – совершенствуется методика, повышается её научное содержание, возникает необходимость внедрения методов и способов активизации учебной деятельности курсантов;
– на современном этапе – повышаются требования к уровню подготовки выпускников, углубляются противоречия, присущие формированию профессиональной готовности курсантов к управлению подразделениями при охране общественного порядка, при реализации образовательных программ используется компетентностный подход и ориентация на результаты обучения.
Формирование и совершенствование готовности курсантов повысит их навыки эффективного руководства и способность самостоятельно принимать целесообразные управленческие решения, а также обеспечит их качественную подготовку.
1. Andreev S. A., Galdobina S. V. Sistema podgotovki oficerskih kadrov vnutrennih voysk MVD Rossii v 1968-1991 gg. // Vestnik Ekaterininskogo instituta. - 2016. - № 2 (34). - S. 8-14.
2. Vityutnev E. E., Ahmetov R. S. Mezhdisciplinarnye prakticheskie zanyatiya po special'noy fizicheskoy i taktiko-special'noy vidam podgotovki i administrativnoy deyatel'nosti kak aktivnaya forma formirovaniya professional'no vazhnyh kompetenciy u kursantov i slushateley obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. - 2018. - № 2. - S. 49-53.
3. Ihtisanov I. I. Gotovnost' kursantov voennyh institutov k upravlencheskoy deyatel'nosti // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. - 2016. - № 7 (137). - S. 27-33.
4. Kuznecov V. S., Kuznecova V. A., Senashenko V. S. O nekotoryh problemah razvitiya i funkcionirovaniya otechestvennoy vysshey shkoly // Almamater (Vestnik vysshey shkoly). - 2011. - № 3. - S. 14-22.
5. Novozhilov V. Yu. Iz istorii podgotovki oficerskih kadrov vnutrennih voysk MVD Rossii // Izvestiya Saratovskogo universiteta. - Seriya «Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya». - 2012. - Vyp. 1. - S. 147-152.
6. Marcenyuk Yu. A., Berkutov A. S., Kardash I. L., Klimov A. A., Lebedev A. V. Ot vnutrenney strazhi Rossiyskoy imperii k voyskam nacional'noy gvardii Rossiyskoy Federacii. - Moskva: Red. zhurnala «Na boevom postu», 2018. - 160 s.
7. Rybyanec V. I., Slizkov M. A. Policiya i miliciya v Rossiyskom gosudarstve. Iz proshlogo v buduschee // Professional. - 2007. - № 1. - S. 39-41.
8. Topchiy S. S. Vnutrennie voyska MVD Rossii v sisteme obespecheniya vnutrenney bezopasnosti Rossiyskoy Federacii i problemy zakonodatel'nogo sovershenstvovaniya ih deyatel'nosti / Nauchnye osnovy nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii : materialy seminara. - Moskva: Nauchno-issledovatel'skiy centr FSB Rossii, 2005. - S. 40-47.
9. Tarasov M. M. Pedagogicheskiy opyt sluzhebno-boevoy deyatel'nosti vnutrennih voysk MVD sovremennoy Rossii // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. - 2006. - № 2. - S. 269-279.
10. Fadeev P. V. Kompleksnyy podhod k formirovaniyu professional'nyh kompetenciy kursantov i slushateley obrazovatel'nyh uchrezhdeniy MVD Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. -2011. - № 4. - S. 39-42.