Характеристика и условия формирования паттерна радикализации у обучающихся
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Угроза радикализации молодежи становится предметом научных обсуждений, поиска и исследований, большая часть из которых сосредоточена в рамках изучения трех компонентов: личность–поведение–среда. Представляется, что концепция паттерна будет более эффективной при решении задач управления рисками радикализации по сравнению с персонологическим подходом. Целью исследования выступает осмысление предпосылок радикализации лиц молодого возраста на основе метаанализа двух эмпирических исследований, в одном из которых изучались лица, совершившие преступления террористической направленности, а в другом – психологическая безопасность образовательной среды в связи с агрессивностью и депрессивностью обучающихся. Структуру радикального паттерна, описанного для осужденных террористов, образует комплекс индивидуально-психологических характеристик и социальных факторов: личностные диспозиции, склонность к зависимому поведению, виктимность, религиозное мировоззрение радикального толка, фиксация на идее справедливости, идеологически оформленное ядро идентичности, разбалансировка и дефицитарность семейной системы, предупреждающие поведенческие признаки. В определенных кризисных условиях и при влиянии катализирующих факторов данный паттерн может быть активирован и реализован посредством террористического акта. Предполагается, что агрессивность, депрессивность, отсутствие доверия и поддержки в среде сверстников и учителей, опыт насилия, дефицит просоциальной активности, выделенные среди обучающихся, могут рассматриваться как предпосылки становления радикального паттерна в подростково-юношеском возрасте. Определяющим (причинным) всегда будет характер взаимодействия предикторов в данных условиях и закономерности долгосрочной динамики системы в направлении радикализации. Методология, методы и методики. Методологическими основаниями исследования выступают концепция психологической безопасности образовательной среды, субъектно-деятельностный подход, рассматривающий в единстве психологическую безопасность личности и среды, а также риск-ресурсный подход, направленный на выявление угроз и предотвращение рисков, возникающих в среде и влияющих на психологическую безопасность субъектов в среде. Эмпирическое исследование направлено на описание радикального паттерна как варианта адаптации личности и выявление предпосылок радикализации в образовательной среде. Методом сбора информации в исследовании осужденных выступали: глубинное интервью; анализ демографических и социально-психологических показателей, которые представляют важность с точки зрения социализации и радикализации личности; восемь психодиагностических методик тестового характера: сокращенный многофакторный опросник исследования личности (СМОЛ), ценностные ориентации (методики М. Рокича и Д. А. Леонтьева), локус контроля, психологические защиты (опросник «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х. Р. Конте), копинг-стратегии (опросник Р. Лазаруса), склонность к зависимому поведению (опросник В. Д. Менделевича). Мониторинг психологической безопасности образовательной среды проводился методом электронного опроса и включал анкетирование (33 вопроса, касающихся образовательного пространства, отношений с учителями и сверстниками, обстановки в семье, причастности к насилию, в том числе буллингу), психодиагностическое обследование уровня депрессии (шкала В. Зунга в адаптации Т. И. Балашовой) и агрессивности (опросник А. Басса и М. Перри (BPAQ-24 в адаптации С. Н. Ениколопова, Н. П. Цибульского). Метод обработки результатов: корреляционный и сравнительный анализ. Выборка исследования: 30 осужденных по статьям террористического характера и 30 членов их семей; 244 143 респондента от 12 до 23 лет: учащиеся школ 6–11 классов, студенты средних специальных и высших учебных заведений различных регионов нашей страны; из них 52,7 % юношей и 47,3 % девушек. Результаты. Представлены характеристики паттерна радикализации, в которых отражены поведенческие проявления личности, а также характеристики радикализованной личности. Определены характеристики среды, взаимодействие с которой способствует становлению паттерна радикализации. Научная новизна. Полученные данные расширяют представление о причинах радикализации молодежи, смещая исследовательский фокус к диагностике нарушений развития и описанию паттерна адаптации. Практическая значимость. Процесс становления паттерна радикализации можно рассматривать как одну из траекторий сложного социального отклонения и как вариант дизонтогенеза, возникающего в ходе взаимодействия личности с небезопасными условиями среды. Использование такого подхода в психокоррекционной и психопрофилактической работе с молодежью и обучающимися рассматривается как способ выявления на ранних этапах нарушений развития личности и оказание адресного психолого-педагогического воздействия.

Ключевые слова:
радикализация, паттерн радикализации, саногенные и патогенные паттерны адаптации, предикторы радикализации
Список литературы

1. Бовин, Б. Г., Бовина, И. Б., Тихонова, А. Д. (2021). Радикализация: социально-психологический взгляд (Часть III). Психология и право, 11 (1), 181–194. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110114

2. Бовин, Б. Г., Дворянчиков, Н. В., Мельникова, Д. В., Бовина, И. Б. (2023). К проблеме оценки риска радикализации в подростково-молодежной среде: некоторые эмпирические факты. Пенитенциарная наука, 17 (1), 89–97. https://doi.org/10.46741/2686-9764.2023.61.1.010

3. Бовин, Б. Г., Казберов, П. Н., Бовина, И. Б. (2021). Механизмы психологической защиты и доминирующее защитное поведение осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность. Психология и право, 11 (2). 86–105. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110207

4. Давыдов, Д. Г., Хломов, К. Д. (2017). Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма. Психологическая диагностика, 14 (1), 78–97.

5. Ениколопов, С. Н. (2006). Терроризм и агрессивное поведение. Национальный психологический журнал, 1, 28–32.

6. Жемчугова, А. А. (2020). Эмпирическое исследование справедливости в структуре когнитивных конструктов личности, подпавшей под влияние радикальных идеологий. В Девиантность VS экстремизм: исследования, закономерности, рекомендации: коллективная монография (стр. 73–80). Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем.

7. Захарова, Н. М., Баева, А. С., Соболев, Н. А. (2018). Социально-психологические последствия современного терроризма. Психология и право, 18 (3), 190–205. https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080314

8. Злоказов, К. В. (2023). Измерение риска религиозной радикализации молодежи: конструкт и опросник. Российский девиантологический журнал, 3 (2), 155–172. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2023-2-155-172

9. Казберов, П. Н., Бовин, Б. Г., Фасоля, А. А. (2019). Психологический профиль террориста. Психология и право, 9 (3), 141–157. https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090311

10. Кроз, М. В., Ратинова, Н. А. (2022). Ценностные ориентации преступников-террористов. Психология и право, 12 (2), 99–110. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120208

11. Ничипоренко, Н. П. (2021). Специфика восприятия некоторых аспектов образовательной среды обучающимися группы риска. Казанский педагогический журнал, 5 (148), 267–273. https://doi.org/10.51379/KPJ.2021.149.5.037

12. Ничипоренко, Н. П., Пацакула, И. И. (2021). К вопросу о психологии безопасности личности и среды: границы взаимодействия в ситуации конфликта интересов. В Девиантность & экстремизм: глобальное, социальное, личностное: коллективная монография (выпуск 3., стр. 110–124). Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем.

13. Ничипоренко, Н. П. (2022). Саногенные и патогенные паттерны адаптации в ракурсе системно-эволюционного подхода. Казанский педагогический журнал, 4 (153), 263–274. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.154.4.032

14. Ничипоренко, Н. П. (2023a). Взаимосвязь уровня депрессии с характеристиками образовательной среды в подростково-юношеском возрасте. Казанский педагогический журнал, 2 (157), 192–199. https://doi.org/10.51379/KPJ.2023.159.2.025

15. Ничипоренко, Н. П. (2023b). Психологическое сопровождение контингента ОВ с учетом социальной ситуации развития: от девиации к норме. В Девиантность и экстремизм: методология, нарративы, исследовательская оптика: коллективная монография. (2-е изд., перераб. и доп.) (стр. 23–32). Казань: Изд-во ММСИП.

16. Ничипоренко, Н. П. (2024). Предикторы деструктивного и аутодеструктивного поведения в ракурсе системного подхода. В Траектория социального отклонения в развитии личности: практические и методологические аспекты: коллективная монография (стр. 107–118). Москва: Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

17. Ничипоренко, Н. П., Пацакула, И. И., Галиев, И. Ш. (2025). От диагностики личности к диагностике паттерна: опыт исследования лиц, совершивших преступления террористической направленности. Психология и право, 15 (1), 16–28. https://doi.org/10.17759/psylaw.2025150102

18. Эльзессер, А. С. (2024). Построение модели радикализации и ее эмпирическая проверка. Психология и право, 14 (1), 89–106. https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140106

19. Atran, S. (2021). Psychology of Transnational Terrorism and Extreme Political Conflict. Annual review of psychology, 72, 471–501. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010419-050800

20. Gill, P. (2015). Toward a scientifc approach to identifying and understanding indicators of radicalization and terrorist intent: Eight key problems. Journal of Threat Assessment and Management, 2 (3–4), 187–191. http://dx.doi.org/10.1037/tam0000047

21. Guldimann, A., & Meloy, J. R. (2020). Assessing the threat of lone-actor terrorism: the reliability and validity of the TRAP-18. Forens Psychiatr Psychol Kriminol, 14, 158–166. https://doi.org/10.1016/j.psc.2016.07.004

22. Höffler, K., Meyer, M., & Möller, V. (2022). Risk Assessment – the Key to More Security? Factors, Tools, and Practices in Dealing with Extremist Individuals. Eur J Crim Policy Res, 28, 269–295. https://doi.org/10.1007/s10610-021-09502-6

23. Meloy, J. R. (2018). The Operational Development and Empirical Testing of the Terrorist Radicalization Assessment Protocol (TRAP–18). Journal of Personality Assessment, 100 (5), 483–492. https://doi.org/10.1080/00223891.2018.1481077

24. Nichiporenko, N. P., & Zhemchugova, А. (2021). Psychological safety as a characteristic feature of common education environment of higher educational institutions in times of globalization. In M. Vidrevich (Ed.), SHS Web of Conferences. International Scientific Conference “Delivering Impact in Higher Education Learning and Teaching: Enhancing Cross-Boarder Collaborations” (DIHELT 2021). URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2021/10/contents/contents.html

25. Ramasamy, R. (2021). Youth radicalization and violent extremism: a study of pathways in the post-war context of Sri Lanka. Journal of Youth Studies, 26 (2), 229–249. https://doi.org/10.1080/13676261.2021.2010684

26. Van den Bos, K. (2020). Unfairness and Radicalization. Annual review of psychology, 71, 563–588. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-010419-050953

27. Vicente, Á. (2022). Terrorist Participation Despite Social Influences Opposing Violent Extremism: A Qualitative Study among Young Jihadists in Spain. Studies in Conflict & Terrorism, 1–24. https://doi.org/10.1080/1057610X.2022.2151094


Войти или Создать
* Забыли пароль?