сотрудник
Санкт-Петербург, Россия
аспирант с 01.01.2022 по 01.01.2025
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 159.9.07 Психологические исследования
ГРНТИ 15.41 Социальная психология
Введение. Исследование направлено на изучение влияния негативного раннего семейного опыта на формирование социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте. Цель исследования – выявить специфику психоэмоциональных реакций и поведенческих паттернов подростков, ставших свидетелями эмоционального или физического насилия в семье. Организация исследования. Обследованы 52 подростка в возрасте от 14 до 16 лет (средний возраст 15,2 ± 0,93 года) с деструктивным поведением. Использовались следующие методики: опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел), анкета «Ранний опыт отношений в семье» (FECS), шкала посттравматических симптомов (PTSS-10), эссе «Мой травматичный опыт», диагностическая беседа. Результаты. У 84,6 % обследуемых выявлены агрессивные тенденции, у 76,9 % – склонность к негативизму. Подростки из неблагополучных семей демонстрировали более высокие показатели психической нестабильности (30,17 ± 12,65 балла, p < 0,0001), включая нарушения сна, депрессию и эмоциональную лабильность. Полученные данные подтверждают необходимость разработки адресных психокоррекционных программ для подростков с неблагополучным семейным опытом.
социальная дезадаптация, детско-родительские отношения, подростковый возраст, девиантное поведение
1. Баева, И. А., Ульянина, О. А., Вихристюк, О. В., Гаязова и др. (2022). Фактор социально- психологической дезадаптации и ценностные ориентации подростков и молодежи. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 206, 228–242. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-206-228-242
2. Венцкуте, М. С., Корнеева, Я. А., Шахова, Л. И. (2023). Характеристики социально- психологической дезадаптации подростков, подвергшихся психологическому, эмоциональному и физическому насилию. Психология и психотехника, (4), 1–25. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2023.4.43594
3. Елисов, П. П. (2025). Анализ причин участия подростков в деятельности неформальных молодежных групп. Международный научный вестник, (1), 72–75. https://doi.org/10.24412/2782-3849-2025-1-72-7
4. Защиринская, О. В., Огарева, Е. И., Никифоров, А. А. (2023). Тревожность и коммуникативные свойства личности. Педагогический ИМИДЖ, 17 (2 (59)), 170–181. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-2-170-181
5. Конищева, А. В. (2022). Подходы к исследованию родительского отношения в российской психологии. Психология и право, 12 (3), 88–96. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120308
6. Мачурина, Т. Н. (2017). Типы деструктивного родительского воспитания как факторы развития невротизации личности. Вестник практической психологии образования, 14 (2), 80–83. https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n2/Machurina
7. Молодцова, Т. Д. (2013). Основные виды и типы подростковой дезадаптации. Концепт, 5 (21), 65–71. http://e-koncept.ru/2013/13099.htm
8. Омарова, П. Р., Гитинова, М. М. (2025). Особенности виктимизации несовершеннолетних. Международный научный вестник, (1), 58–62. https://doi.org/10.24412/2782-3849-2025-1-58-62
9. Педченко, В. В. (2017) Критерии и показатели социально-психологической дезадаптации старшего подростка. Молодой ученый, 5 (139), 405–410. https://moluch.ru/archive/139/39146
10. Семенова, К. Г. (2024). Социально-психологическая дезадаптация подростков: типология и взаимосвязь с системой ценностных ориентаций. Вестник практической психологии образования, 21 (1), 111–124. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210109
11. Хломов, К. Д., Бочавер, А. А., Фоменко, М. С., Селиванова, Е. И., Шемшурин, А. А. (2022). Агрессия и автономия в подростковом возрасте. Психологическая наука и образование, 27 (3), 117–128. https://doi.org/10.17759/pse.2022270309
12. Юрченко, О. Ф. (2006). Диагностика и коррекция проявлений личностной изменчивости у подростков из неблагополучных семей: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь.
13. Davies, P. T., & Cummings, E. M. (1994). Marital conflict and child adjustment: An emotional security hypothesis. Psychological Bulletin, 116 (3), 387–411. https://doi.org/10.1037/0033-2909.116.3.387
14. Frick, P. J., & Kemp, E. C. (2021). Conduct Disorders and Empathy Development. Annu. Rev. Clin. Psychol., 17, 391–416. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-081219-105809
15. Jhang, F-H. (2025). Coparenting conflict and externalizing problems among early adolescents: a lon-gitudinal moderated mediation model. Curr Psychol, (44), 5003–5015. https://doi.org/10.1007/s12144-025-07546-z
16. Hess, S. (2022). Effects of Inter-Parental Conflict on Children's Social Well-Being and the Mediation Role of Parenting Behavior. Applied Research Quality Life, 1(7), 2059–2085. https://doi.org/10.1007/s11482-021-10022-y
17. Krishnakumar, A., & Buehler, C. (2000). Interparental conflict and parenting Behaviors: A meta-analytic review. Family Relations, 49 (1), 25–44. https://doi.org/10.1111/j.1741-3729.2000.00025.x
18. Singha, R., & Bhattacharjee, A. (2016). A Search of Different Maladjusted Behaviours of Adolescents Inside and Outside of Classroom and The Causal Factors That Are Responsible for Their Behaviours. International Journal of Research in Social Sciences, 6 (9), 435–444.