Вандальное поведение в школе: мотивация, типология и профилактика
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Школьный вандализм до сих пор оценивается авторами неоднозначно: как делинквентное противоправное поведение и как девиантное, лежащее вне юриспруденции. Он изучается в различных аспектах: генетическом, нейробиологическом, личностном и социально-психологическом, социально-экономическом, правовом, средово-информационном. Эта многофакторность говорит о том, что вандализм является результатом действия многих случайных, слабо взаимозависимых факторов, каждый из которых вносит незначительный вклад относительно общей суммы усилий, но их суммарное одновременное взаимодействие определяет устойчивость явления (закон Гаусса). Различные формы вандального поведения (уличный, школьный, организационный) обнаруживают общность его форм, симптоматики, синдроматики и детерминации. Данные позволяют утверждать, что различные девиантные деструктивные формы поведения (делинквентное, аддиктивное, деструктивное, самодеструктивное) имеют близкие (единые) этиологические источники и детерминанты. Несмотря на широкий диапазон исследований, проблема бессознательной мотивации вандального поведения не находит в них отражения. Методы исследования: Респондентами выступили 400 обучающихся обоих полов (юноши 200 человек, девушки 200 человек) в возрасте от 11 до 17 лет, обучающихся в школах-интернатах с различной спецификой (спортивные, медицинские, реабилитационные, учебно-образовательные). В качестве диагностического инструмента использовалась «Экспериментальная диагностика побуждений», методы интервьюирования и статистического анализа закономерностей. Результаты: выделена неосознаваемая мотивациия вандального поведения, описана типология репрезентантов вандального поведения и их экзистенциальная проблематика, раскрываются ведущие направления профлактической работы с обучающимися.

Ключевые слова:
деструктивное поведение, самодеструктивное поведение, делинквентность, аддикции, вандализм, вандальное поведение, школьный вандализм, социальная включенность
Список литературы

1. Ананьин, О. Ю., Зуйкова, А. А. (2022). Предикторы вандального поведения у подростков. Психология и педагогика служебной деятельности, (3), 89–93. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-89-93

2. Барановский, Н. А. (2020). Научное знание этиологии антиобщественных явлений – основа эффективной социально-правовой системы их предупреждения. Социологический альманах, (11), 266–288.

3. Видясова, Е. Н., Косова, Н. Н. (2016). Причины преступности несовершеннолетних и молодежи. Вестник Уральского финансово-юридического института, 1 (3), 14–17.

4. Воробьева, И. В. (2012). Подростковый вандализм: мотивы и возможные личностные детерминанты. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates, (9), 208–213.

5. Воробьева, И. В. (2014). Субъектогенез и границы субъектности и их роль в формировании вандального поведения. В Л. А. Максимова (Отв ред.), Конфликтогенность современности: монография (стр. 102–118). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т.

6. Воробьева, И. В. (2020). Вандализм в образовательной среде как деструктивная активность субъекта. В Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей (стр. 19–22). https://doi.org/10.26170/Kso-2020-03

7. Гурова, О. В. (2021). Нарушения суверенности психологического пространства как детерминанта деструктивного поведения подростков. Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки, 1 (55), 139–142. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2021-1-55-139-143

8. Гурова, О. В., Кружкова, О. В. (2017). Вандализм как деструктивная стратегия реализации субъектности подростка. Педагогическое образование в России, (3), 115–121. https://doi.org/10.26170/po17-03-18

9. Дегтярева, И. И., Михалькова, О. А., Нефедова, Ю. Ю. (2020). Психолого-педагогическая работа по профилактике вандализма в подростковой среде. В Интеграция науки, образования, общества, производства и экономики: материалы II Международной научно-практической конференции (стр. 337–343). Уфа.

10. Кириллова, Е. Б., Зуева, Е. Г. (2021). Прогнозирование девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Российский девиантологический журнал, 1 (2), 215–229. https://doi.org/10.35750/2713-06222021-2-215-229

11. Киселев, Г. С. (1999). Человек, культура, цивилизация на пороге III тысячелетия. Москва: Наука.

12. Константинова, М. А. (2021). Граффити и стрит-арт: от художественной практики к социальному действию. Философия и гуманитарные науки в информационном обществе, 2 (32), 94–107.

13. Крайнов, А. Л. (2008). Феномен отчуждения как атрибут глобализации: социокультурный аспект. Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 8 (2), 31–36.

14. Кружкова, О. В., Девятовская, И. В. (2017). Организационный вандализм: к проблеме деструктивного поведения персонала. Сибирский психологический журнал, 63, 150–169. https://doi.org/10.17223/17267080/63/11

15. Кружкова, О. В., Воробьева, И. В. (2020). Готовность к вандальному поведению учащихся: гендерный аспект. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, (3), 375–382. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-76

16. Кузнецов, А. Е. (2020). Социальная профилактика девиантного поведения подростков. Научный электронный журнал Меридиан, 9 (43), 401–408.

17. Купченко, В. Е. (2017). Личностная типология подростков с учетом уровня делинквентного поведения. Вестник Омского университета. Серия: Экономика, 4 (60), 86–91. https://doi.org/10.25513/1812-3988.2017.4.86-91

18. Мартынова, И. Р. (2016). Современные зарубежные направления исследований факторов риска противоправного поведения у несовершеннолетних. Психология и право, 6 (2), 41–56. https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060204

19. Назарова, Н. Г. (2016). Оценка факторов, повышающих и снижающих риск агрессивного противоправного поведения у несовершеннолетних (обзор исследований). Психология и право, (6) 3, 89–103. https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060308

20. Назаров, С. А. (2020). Социально-экономические причины, условия и факторы детерминации преступности в экономической сфере в современной России. Russian Economic Bulletin, 3 (2), 267–277.

21. Печерцева, О. Н. (2020). Анализ социально-экономических детерминант преступности (на примере Челябинской области). Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право, 20 (4), 7–13. https://doi.org/10.14529/law200401

22. Прядеин, В. П., Чернышова, Е. В., Смирнов, А. В. (2022). Мотивация правонарушений у социально нормативных лиц: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.

23. Романова, Е. Н. (2013). Гендерные программы профилактики делинквентности несовершеннолетних (опыт американских исследований). Научные проблемы гуманитарных исследований, (1), 96–100.

24. Русецкий, О. В. (2019). Сущность, формы, субъекты и детерминация коррупционного поведения. В И. В. Вегера (Ред.), Теоретико-прикладные вопросы развития досудебного производства по уголовным делам на современном этапе: сборник статей международной научно-практической конференции (В 2-х томах. Том 1, стр. 175–189). Новополоцк: Полоцкий государственный университет.

25. Симонова, И. А. (2019). Вандальные стратегии в информационном пространстве города как основа построения воспитательной работы с молодежью. В О. К. Позднякова (Ред.), Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сборник статей VII всероссийской научно-практической конференции (том 7, стр. 183–186). Самара: Самарский государственный социально-педагогический университет.

26. Смирнов, А. В. (2006). Криминологический аспект применения психографологической диагностической методики «ГАЛС-2005». В Проблемы активности и саморегуляции личности: сборник научных трудов (стр. 137–151). Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.

27. Смирнов, А. В. (2014a). Психология аддиктивного поведения: монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.

28. Смирнов, А. В. (2014b). Оценка социальной направленности личности и перспективы ее применения. В Инновации в современном мире: цели, приоритеты, решения: материалы международного научно-практического форума (г. Екатеринбург, 22–25 апреля 2014 г., ч. 2, стр. 118–124). Екатеринбург: Издательство УИЭУиП.

29. Углава, Я. М. (2019). Связь жизненной перспективы с антикоррупционной устойчивостью личности. Гуманизация образования, (4), 89–104. https://doi.org/10.24411/1029-3388-2019-10046

30. Феткулов, А. Х., Интыкбаев, М. К., Бубербаев, Н. Д. (2017). Детерминанты уголовных правонарушений, совершаемых в сфере жилищного строительства республики Казахстан. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (2–4), 104–106.

31. Флорова, Н. Б. (2012). Семейные индикаторы риска аддиктивного поведения. Современная зарубежная психология, (3), 105–116.

32. Юттнер, Ф. (2002). Судьбоанализ в выводах: Обзор пяти основных книг Леопольда Зонди (пер. с нем., А. В. Тихомиров). Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета.

33. Szondi, L. (1972). Lehrbuch der Experimentellen Triebdiagnostik. Bern: Hans-Huber Verlag.

34. Viding, E. M., Frick, P. J., Moffitt, T. E., & Plomin, R. (2008). Heritability of antisocial behaviour at 9: do callous-unemotional traits matter? Developmental Science, 11 (1), 17–22. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2007.00648.x

35. Viding, E. M. (2004). On the nature and nurture of antisocial behavior and violence. Annals of the New York Academy of Sciences, 1036 (1), 267–277. https://doi.org/10.1196/annals.1330.017

36. Viding, E. M., Blair, R. J., Moffitt, T. E., & Plomin, R. J. (2005). Evidence for substantial genetic risk for psychopathy in 7-year-olds. Child Psychol. Psychiatry, 46 (6), 592–597. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2004.00393.x

37. Zuckerman, M. (2007). Sensation seeking and risky behavior. American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/11555-000


Войти или Создать
* Забыли пароль?