Методологическое сопровождение исследований социального капитала организации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Цель статьи состоит в обобщении результатов теоретических, методологических и методических исследований социального капитала организации, а также в описании диагностического инструментария для его оценки. Исходя из определения социального капитала организации как единого смыслового пространства, объединяющего сотрудников организаций, выделены его основные компоненты, которые могут быть подвергнуты измерению: доверие, приверженность целям и ценностям, сформированные нормы взаимодействия, репутация организации. Методы. Теоретический и методологический анализ выявил основные принципы исследования социального капитала, что позволило создать обобщающую модель для его изучения, на основе которой предложена валидизированная методика его измерения с подсчетом индекса консолидации (ИКСКО). Результаты. Исходя из модели показано, что основные его компоненты могут быть качественно и количественно определены, а накопленный социальный капитал может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Введено понятие «консолидация социального капитала организации», отражающее единство его основных компонентов. Выявлены различия в структуре социального капитала в зависимости от социально-демографических характеристик персонала организаций. Проведены и описаны эмпирические исследования, подтверждающие теоретические и методологические подходы к исследованию социального капитала организаций в различных сферах деятельности: бизнесе, образовании, а также в аспекте поколенческих различий.

Ключевые слова:
социальный капитал организации, методология, доверие, приверженность, нормы взаимоотношений, репутация, консолидация
Список литературы

1. Coleman J. S. Social Capital in the Creation of Human Capital // The American Journal of Sociology. – 1988. – Vol. 94. – P. 95–120. – URL: http://www.jstor.org/stable/2780243 (дата обращения: 06.12.2021).

2. Fukuyama F. Social Capital and Civil Society. – New York: International monetary Fund, 2000. – Vol. 74. – 18 p.; https://doi.org/10.5089/9781451849585.001.

3. Putnam R. D., Goss K. A. Introduction / R.D. Putnam (Ed.) Democracies in Flux: The Evolution of Social Capital in Contemporary Society. – New York: Oxford University Press, 2002. – P. 3–19; https://doi.org/10.1093/0195150899.003.0001.

4. Oksanen T., Suzuki E., Takao S., Vahtera J., Kivimäki M. Workplace social capital and health // I. Kawachi, S. Takao, S. Subramanian (eds.). Global perspectives on social capital and health. – New York: Springer Science+Business Media, 2013. –P. 23–63; https://doi.org/10.1007/978-1-4614-7464-7.

5. Pejtersen J. H., Kristensen T. S., Borg V., Bjorner J. B. The second version of the Copenhagen Psychosocial Questionnaire // Scandinavian journal of public health. – 2010. Vol. 38, Is. 3. – P. 8–24; https://doi.org/10.1177/1403494809349858.

6. Meng A., Borg V., Clausen T. Enhancing the social capital in industrial workplaces: Developing workplace interventions using intervention mapping // Evaluation and program planning – 2019. – Vol. 72. – P. 227–236; https://doi.org/101016/jevalprogplan.2018.11.007.

7. Дайнеко В. В., Штроо В. А. Позитивный психологический капитал: теоретические концепции и методы измерения // Мир психологии – 2022. –№ 1 (108). – С. 4–14; https://doi.org/10.51944/20738528_2022_1_4.

8. Игумнов О. А. Организационные эффекты социального капитала // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – № 1. – С. 203–216; https://doi.org/1034823/sgz.2021.1.51527.

9. Burt R. S. The Network Structure of Social Capital // Sutton R. I.. Staw B. M. (ed.). Research in organizational behavior. New York: JAI Press, – 2000. – Vol. 22. – Р. 345–423; https://doi.org/10.1016/S0191-3085(00)22009-1.

10. Волкова Н. В., Чикер В. А., Почебут Л. Г. Различия поколений в консолидации социального капитала: организационный и субкультурный аспекты // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10, № 2. – С. 127–145; https://doi.org/10.17759/sps.2019100210.

11. Котенко Л. М., Чикер В. А., Почебут Л. Г. Этические установки собственников бизнеса как фактор принятия управленческих решений // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2019. – Т. 4, № 3 (15). – C. 222–255.

12. Почебут Л. Г., Чикер В. А., Волкова Н. В. Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации: концепция и аспекты исследования // Организационная психология. – 2018. – Т. 8, № 2. – С. 47–71.

13. Чикер В. А., Почебут Л. Г., Волкова Н. В. Психологические аспекты консолидации социального капитала вуза // Университетское управление: практика и анализ. –2019. – Т. 23, № 1-2. – С. 33–46; https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.002.

14. Nahapiet J., Ghoshal S. Social capital, intellectual capital and the organizational advantage // Academy of Management Review. – 1998 – Vol. 23, № 2. – Р. 242–266; https://doi.org/10.2307/259373.

15. Villalonga-Olivesa E., Kawachib I. The dark side of social capital: A systematic review of the negative health effects of social capital // Social Science & Medicine. – 2017. – Vol. 194. – P. 105–127; https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2017.10.020.

Войти или Создать
* Забыли пароль?