Эмпирическая верификация опросника «Атрибутивные стили деятельности сотрудника полиции на транспорте»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Вопрос обеспечения безопасности граждан, в т. ч. на объектах транспортной инфраструктуры, приобретает все большую актуальность. Современные виды рисков и угроз, в частности, террористической направленности, требуют комплексного, системного подходов в вопросе защиты граждан, объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконных вмешательств. Ввиду возрастания требований к компетенциям сотрудников полиции на транспорте, а также отсутствия на данный момент программ подготовки специалистов данного профиля, предпринимается попытка разработки атрибутивных технологий познания опасных явлений на объектах транспортной инфраструктуры, основанных на концепции многоуровневой трактовки стиля деятельности сотрудников. Целью исследования выступает разработка опросника для верификации модели атрибутивного стиля деятельности сотрудника полиции на транспорте как инвариантного свойства субъекта, определяющего качество овладения атрибутивными технологиями познания опасных явлений на объектах транспортной инфраструктуры и недопущения их перехода в акты незаконных вмешательств. Методология, методы и методики. Методологическим основанием разработки и апробации опросника выступают теории атрибуции, локуса контроля, когнитивного диссонанса, феномена установки (Г. Келли, Д. Н. Узнадзе и др.), категоризация восприятия и общения, феноменология лжи и искажения информации (Ю. М. Волынский-Басманов, М. И. Марьин, Д. Наварро, П. Экман), а также технология профайлинга. Эмпирическое исследование нацелено на валидизацию теоретической модели атрибутивного стиля деятельности сотрудника полиции на транспорте, разработку и верификацию опросника, направленного на определение и оценку стилевого предпочтения сотрудника по распознаванию опасных явлений и недопущению их перехода в акты незаконных вмешательств. Методом сбора информации выступает опросник «Атрибутивные стили деятельности сотрудников полиции на транспорте», структурно соответствующий теоретической модели атрибутивных стилей, включающей 50 вопросов, сгруппированных в десять шкал. Метод обработки: дескриптивная статистика, корреляционный, однофакторный дисперсионный, конфирматорный анализы. Выборка исследования: 207 человек, разделенных на подвыборки сотрудников, имеющих стаж службы до одного года и более, а также с распределением по критерию эффективности деятельности. В результате проведенного исследования структурирована теоретическая модель атрибутивных стилей деятельности сотрудников полиции на транспорте, определено, что наилучшими структурными характеристиками обладает 10-факторная модель (χ2 = 2025, df = 985, p < 0,001, RMSEA = 0,101 (RMSEA CI 90 % = 0,090–0,108), CFI = 0,57, TLI = 0,65). Модель состоит из пяти блоков (социально-перцептивного, когнитивного, мотивационного, деятельностного, управленческого), включающих 10 шкал теоретической модели («Восприимчивость», «Эмоциональный отклик», «Коммуникация», «Контроль ситуации», «Оценка деятельности», «Бдительность», «Конкуренция», «Обмен информацией», «Обработка информации», «Готовность к действию»). Научная новизна исследования состоит в создании и апробации концепции атрибуции, а также соответствующего психологического инструментария для диагностики и оценки эффективности деятельности сотрудников полиции на транспорте по распознаванию опасных явлений и недопущению их перехода в акты незаконных вмешательств на основании личностных, атрибутивно-стилевых предпочтений. Практическая значимость исследования заключается в создании диагностического инструмента, позволяющего определять уровень овладения атрибутивным стилем деятельности и оценивать профессионализм сотрудника полиции на транспорте, надежность функционирования его профессиональной психики в ситуациях распознавания опасных явлений и недопущения их перехода в акты незаконных вмешательств.

Ключевые слова:
атрибутивные технологии, атрибутивные стили, профессиональная деятельность, опасные явления
Список литературы

1. Абульханова-Славская, К. А. (1991). Стратегия жизни: монография. Москва: Издательство Мысль.

2. Афанасьева, Ю. А., Гуриева, С. Д. (2021). Взаимосвязь психологических особенностей с копинг-поведением людей пожилого возраста. Международный научно-исследовательский журнал. Психологические науки. 5 (107). 132–135. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5.059.

3. Байдашева, Э. М. (2012). Понятие индивидуального стиля в психологии. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2, 266–272.

4. Бучнев, О. С. (2020). Применение метода максимального правдоподобия для поиска скрытых нелинейных зависимостей. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и Технические Науки, 3, 89–94.

5. Горяинова, Е. Р., Шалимова, Ю. А. (2015). Снижение размерности многомерных показателей с нелинейно зависимыми компонентами. Бизнес-информатика, 3 (33), 24–33.

6. Захаревская, Е. А. (2023). Оценка влияния стрессовых реакций на функциональное состояние сотрудников ОВД. Психология и педагогика служебной деятельности, 1, 33–38. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-33-38

7. Казберов, П. Н. (2022). Организация подготовки сотрудников ОВД к функционированию в экстремальных условиях с учетом состояния психологических характеристик их подготовленности. Глобальный научный потенциал, 12 (141), 107–109. EDN UVUOBB.

8. Келли, Г. (1984). Процесс каузальной атрибуции. В Современная зарубежная социальная психология (стр. 127–137). Москва: Издательство МГУ.

9. Климов, Е. А. (1969). Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы: к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. Казань: Издательство Казанского университета.

10. Крылова, Г. Ю., Дикая, Л. Г. (2007). Социально-психологические аспекты профессиональной адаптации к стрессогенным условиям деятельности. В Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы: коллективная монография (стр. 483–506). Москва: Институт психологии РАН. EDN TRAGHF.

11. Либин, А. В. (1998). Стиль человека: психологический анализ. Мир индивидуальности. Москва: Смысл.

12. Маркова, А. К., Никонова, А. Я. (1987). Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. Вопросы психологии, 5, 40–48.

13. Мерлин, В. С. (2000). Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция. В Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов (ред.), Психология индивидуальных различий: хрестоматия для вузов (стр. 128–139). Москва: ЧеРо.

14. Наварро, Д., Карлинс, М. (2010). Я вижу, о чем вы думаете. Москва: Попурри.

15. Оверчук, Т. А. (2022). Сложности, связанные с интерпретацией понятия и основных направлений деятельности органов внутренних дел. Молодой ученый, 5 (400), 198–201.

16. Рожков, А. А., Аникеева, Н. В. (2022). Психолого-педагогические условия противодействия информационно-психологическим угрозам в служебной деятельности. В Морально-психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 14 декабря 2022 года, стр. 30–35). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.

17. Роттер, Дж. (1954). Социальное обучение и клиническая психология. Энглвуд-Клиффс, Нью- Джерси: Прентис-Холл.

18. Саукова-Сальникова, Е. К. (2022). Систематизация особенностей профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Психология и педагогика служебной деятельности, 4, 101–104. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-4-101-104

19. Ситников, В. Л. (2024). Об актуальности исследования социально-перцептивных образов сотрудников полиции. В Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции и технологии решения (Васильевские чтения-2024): материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 26–27 апреля 2024 года, стр. 692–697). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.

20. Толочек, В. А. (2015). Cтили деятельности: ресурсный подход. Москва: Изд-во «Институт психологии РАН».

21. Узнадзе, Д. Н. (2004). Общая психология. Москва: Смысл.

22. Холодная, М. А. (2001). Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Питер.

23. Шаранов, Ю. А. (1998). Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (управленческо-развивающий подход): монография. Санкт-Петербург: Санкт- Петербургская академия МВД России.

24. Шаранов, Ю. А., Иваницкий, А. Т. (2016). Устойчивость правоохранительной системы в условиях гибридных угроз. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 1 (69), 218–225.

25. Шаранов, Ю. А., Кобозев, И. Ю. (2024). Культура безопасности как алертное состояние сотрудника полиции. Психопедагогика в правоохранительных органах, 29 (2 (97)), 126– 132. https://doi.оrg/10.24412/1999-6241-2024-297-126-132

26. Шаранов, Ю. А., Меркушева, О. В., Кобозев, И. Ю., Злоказова, Ю. В. (2022). Операционализация атрибутивного стиля как инвариантного свойства атрибутивных технологий деятельности сотрудников полиции на транспорте. Психология и право, 12 (4), 96–109. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120408

27. Шаранов, Ю. А., Устюжанин, В. Н. (2018). Ситуации неопределенности и слабоструктурированные проблемы как системные атрибуты правоохранительной деятельности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 4 (80), 223–229.

28. Briggs, N. E., & MacCallum, R. C. (2003). Recovery of Weak Common Factors by Maximum Likelihood and Ordinary Least Squares Estimation. Multivariate Behavioral Research, 38 (1), 25–56. https://doi.org/10.1207/s15327906mbr3801_2

29. Jones, E. E., & Davis, K. E. (1965). From acts to dispositions: the attribution process in person Perception. In L. Berkowitz (Еd.), Advances in experimental social psychology (Vol. II, p. 219–266). New York: Academic Press (Duke University, Durham, NC).

30. Hair, J. F., Black, W. C., Babin, B. J., & Anderson, R. E. (2019). Multivariate data analysis (8th ed.). Boston: Cengage.

31. Zinbarg, R. E., Revelle, W., Yovel, I., & Li, W. (2005). Cronbach’s Alpha, Revelle’s Beta, McDonald’s Omega: Their relations with each and two alternative conceptualizations of reliability. Psychometrika, 70, 123–133.


Войти или Создать
* Забыли пароль?