сотрудник
Калининград, Калининградская область, Россия
Введение. Внедрение в общественную практику парадигмы lifelong learning приводит к постоянному возрастанию потребности в мобильном образовании, с помощью которого выстраиваются индивидуальные образовательные траектории. Одной из наиболее популярных форм реализации этой потребности являются он-лайн курсы в Интернете, получающие в последние годы все более широкое распространение. Автор отмечает наличие двух существенных проблем, касающихся организации курсов по риторике в Интернете: 1) отсутствие единых подходов к пониманию общих принципов и приемов преподавания на курсах в Интернете; 2) отсутствие сформулированных критериев отбора содержания для курсов по риторике в Интернете. В связи с этим целью исследования является описание тех педагогических принципов, на которых должно строиться обучение на он-лайн курсах по риторике с тем, чтобы они отвечали общим требованиям, заложенным в ФГОС. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: проанализировать содержание наиболее популярных курсов по риторике, предлагаемых в настоящее время в Интернете; сформулировать основные подходы к преподаванию в рамках он-лайн курсов; оценить специфику использования этих подходов на курсах по риторике. Методы. Для решения поставленных задач и оценки собранных фактов использовалась совокупность дополняющих друг друга общенаучных (синтез, абстрагирование, аналогия и др.), педагогических (обобщение педагогического опыта; диагностика уровня проявления профессионального потенциала преподавателей; оценка эффективности применяемых методов обучения и др.) и филологических (дискурс-анализ, риторический анализ и др.) методов. Результаты. Установлено, что системный подход к отбору контента требует соблюдения следующих педагогических принципов: научности, избыточности (вариативности), полимодальности. Синергетический подход к организации процесса обучения требует соблюдения принципов персонализации, интерактивности, самоорганизации, целесообразности. Акмеологический подход к мотивации учащихся требует соблюдения принципов успешности, практикоориентированности, личностно-ориентированного обучения. В целом при определении наиболее оптимального соотношения разных методов и подходов следует руководствоваться принципом соразмерности.
он-лайн курсы, риторика, методика преподавания риторики, системный подход в образовании, синергетический подход в образовании, акмеологический подход в образовании, эффективность образования