Москва, Россия
Рязань, Россия
УДК 159.9 Психология
Введение. Статья посвящена проблемным вопросам и особенностям ресоциализации осужденных – бывших работников судов и правоохранительных органов. Предмет исследования – психолого-педагогические аспекты ресоциализации осужденных. Цель исследования – совершенствование процесса ресоциализации осужденных – бывших работников судов и правоохранительных органов. Методы. Методологическую основу исследования составили статистический метод, анализ, синтез, индукция, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной работы рассмотрены различные подходы к понятию «ресоциализация». Изучены психолого-педагогические аспекты ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях. Авторами делается вывод о том, что ресоциализация является основным механизмом, который обеспечивает социальную адаптацию и возвращение к нормальной жизни человека. Описана психолого-педагогическая программа ресоциализации осужденных – бывших работников судов и правоохранительных органов, которая состоит из трех блоков: информационно-образовательный блок; интерактивный блок; мультимедийный блок. Подчеркивается важность поэтапной реализации программы, четкое следование рекомендациям по осуществлению тех или иных психолого-педагогических методов и технологий, что позволит повысить эффективность исправления осужденных – бывших работников судов и правоохранительных органов, сформировать у них адекватные способы реагирования на конфликтные ситуации, снизить уровень проявления агрессивного поведения. Данное исследование положительно отразится на психолого-педагогической подготовке осужденных – бывших работников судов и правоохранительных органов в системе исправительного учреждения.
социальная адаптация, ресоциализация, уголовно-исполнительная система, осужденные, работники судов, работники правоохранительных органов, исправление осужденных, психолого-педагогические методы
1. Абибулаева, А. Б., Куатов, А. К. (2019). Социально-педагогические аспекты ресоциализации осужденных. Вестник Казахского национального женского педагогического университета, 3, 273–279.
2. Бабурин, С. В. (2015). Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в уголовно-исполнительной системе: интеграция теории и практики. Вестник института: преступление, наказание, исправление, 4 (32), 67–72.
3. Борсученко, С. А. (2018). Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы: понятие, содержание, правовое регулирование. Юридический вестник Самарского университета Juridical Journal of Samara University, 4 (2), 74–79. https://doi.org/10.18287/2542-047X-2018-4-2-74-79
4. Волховский, Р. А., Смирнова, И. Н. (2020). К вопросу об обеспечении ресоциализации осужденных в контексте реализации концептуальных положений развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года. Вестник Российского университета кооперации, 3 (41), 99–102.
5. Гайдай, М. К. (2018). Осужденные – бывшие работники судов и правоохранительных органов как особая социальная группа. Правовое государство: теория и практика, 1 (51), 124–133.
6. Дибиров, М. Т. (2006). Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений: По материалам Республики Дагестан: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань.
7. Ильиных, Н. А. (2024). Ценностные ориентации осужденных, инфицированных туберкулезом, отбывающих наказание в колонии строгого режима. Векторы психолого-педагогических исследований, 1 (02), 97–107.
8. Кириллова, Т. В., Пашукова, А. Д. (2023). Профессиональная компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих с осужденными – бывшими работниками судов и правоохранительных органов. Психология и право, 13 (1), 64–76. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130105
9. Кобозев, И. Ю. (2022). Ценностные ориентации бывших сотрудников органов внутренних дел, осужденных за совершение коррупционных преступлений. Российский девиантологический журнал, 2 (2), 181–192. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2022-2-181-192
10. Ковалев, М. В. (2019). Поощрение как действенное средство стимулирования правопослушного поведения осужденных. Ведомости уголовно-исполнительной системы, 3 (202), 13–19.
11. Коваль, М. И. (1995). Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань.
12. Ласкорийчук, А. Ю. (2016). Отличительные особенности психологической работы в исправительной колонии для бывших сотрудников правоохранительных органов, суда и прокуратуры. Ведомости уголовно-исполнительной системы, 1 (164), 46–48.
13. Миронов, Р. Г., Щербаков, А. В. (2019). Ресоциализация осужденных как важный фактор в обеспечении безопасности уголовно-исполнительной системы. Вестник ВЭГУ, 1 (99), 44–55.
14. Моторова, Н. В. (2019). Новые положения законодательства в сфере подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы. Ведомости уголовно-исполнительной системы, 4 (203), 45–49.
15. Пищелко, А. В., Сочивко, Д. В. (2003). Реадаптация и ресоциализация. Москва: Пер сэ.
16. Предов, Т. Г. (1978). Ресоциализация преступников-рецидивистов (Криминол. исслед. По материалам НРБ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва.
17. Сундуров, Ф. Р. (1980). Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности: монография. Казань: Изд-во Казанского университета.
18. Фомин, В. В., Лукьянова, Е. А. (2023). О некоторых стадиях ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях и принимаемых мерах по повышению ее эффективности. Человек: преступление и наказание, 31 (1), 160–166. https://doi.org/10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).1.160-166
19. Чопик, О. А., Бутенко, А. С. (2021). Изучение воспитательного воздействия на осужденных через организацию их кружковой работы в исправительных учреждениях. Теория и практика социогуманитарных наук, 3 (15), 37–47.
20. Щукина, Н. П., Кленова, Т. В. (2020). Ресоциализация лиц, отбывших уголовное наказание и освобожденных от него, как теоретическая проблема. Вестник Самарского муниципального института управления, 3, 119–126.