сотрудник
г. Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 159.9.072 Психологические исследования, опыты, эксперименты, тесты, измерения
Введение. Ценности, сформированные в период профессиональной подготовки и обучения в высшем учебном заведении, оказывают существенное влияние на формирование смыслов субъекта учебной деятельности, а возможность их бесконфликтной реализации детерминирует состояние психологического благополучия. Расхождения в представлениях личности о способах реализации ценностей, а также доминирование желаний над мотивацией достижений и мотивацией ориентации на успех, детерминирует пассивность в реализации ценностных целей и психологическое неблагополучие. Цель исследования состояла в выявлении особенностей и взаимосвязей ценностных факторов, обеспечивающих психологическое благополучие курсантов образовательной организации МВД России. Методы. В исследовании применялись общенаучные методы исследования, направленные на сбор, анализ, систематизацию и обобщение данных, психодиагностический метод, методы описательного, сравнительного и корреляционного анализа с использованием t-критерия Стьюдента и коэффициента корреляции Пирсона. Выборка исследования была представлена курсантами, обучающимися в образовательной организации высшего образования МВД России (n = 152), средний воз-раст: 22,1 ± 1,1 лет. Результаты. В результате исследования установлено, что представленность ценностных факторов в комплексе переживания как психологического благополучия, так и психологического неблагополучия детерминирована практически равнозначными ценностями. Различия между благополучием и неблагополучием обеспечиваются большей выраженностью ценностей развития себя, духовного удовлетворения, ценностей сферы общественной жизни, обучения и образования при состояниях психологического благополучия. В исследовании выявлена зависимость психологического благополучия от реализации ценностей, что объясняется многочисленными положительными корреляциями между значениями ценностей и благополучия. При психологическом неблагополучии корреляции между его значениями и значениями ценностей характеризуются обратными, отрицательными связями. Наиболее значимым критерием в оценке связей ценностей и психологического благополучия выступает не столько фактор ценностей, сколько механизм их достижения, отражающий общую активность личности, уровень позитивной мотивации, ориентацию на успех и личностную зрелость.
психологическое благополучие, счастье, служение, нравственная направленность, терминальные ценности, ценностные сферы, реализация ценностей, курсанты, сотрудники органов внутренних дел
1. Комарова О. Н., Рассказова А. Л. Ценности старшеклассников как предикторы их психологического благополучия // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2023. – № 1. – С. 140–149; https://doi.org/10.52470/2619046X_2023_1_140.
2. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. – 1998. – № 1. – С. 13–25.
3. Леонтьев Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. – 2020. – № 1. – С. 14–37; https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.02.
4. Медведев Н. В. Категория счастья в моральной философии Аристотеля // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 6-2 (68). – C. 125–131.
5. Дубровина И. В. Феномен «психологическое благополучие» в контексте социальной ситуации развития // Вестник практической психологии образования : сетевое издание. – 2020. – Т. 17. – № 3. – C. 9–21; https://doi.org/10.17759/bppe.2020170301.
6. Берзин Б. Ю. Психологическое благополучие личности: к вопросу о сущности понятия // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2018. – Т. 24. – № 4 (180). – С. 74–81.
7. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Концепция психологического благополучия личности и методика его исследования / Новые теоретико-методологические подходы к исследованию в клинической психологии : сборник статей / ред. Т. Д. Шевеленкова. – Москва: Левъ, 2013. – С. 9–51.
8. Deyoung C. G., Tiberius V. Value Fulfillment from a Cybernetic Perspective: A New Psychological Theory of Well-Being // Personality and social psychology review. – 2022. – Vol. 27. – Issue 1; https://doi.org/10.1177/10888683221083777.
9. Костина Е. Ю., Орлова Н. А., Панфилова А. О. Образ благополучия в нарративах жителей Дальнего Востока: результаты исследовательского проекта // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2020. – № 1. – С. 38–50; https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.03.
10. Балабанова Е. С. Ценности и ресурсы как факторы социального благополучия специалистов российских бизнес-организаций // Мир России. – 2023. – Т. 32. – № 1. – С. 6–36; https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-1-6-36.
11. Шувалова Н. В., Корепанова Н. В. Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи как фактора личностного роста // Педагогика и психология образования. – 2022. – № 3. – С. 219–231; https://doi.org/10.31862/2500-297X-2022-3-219-231.
12. Худякова Т. Л., Бородовицына Т. О. Взаимосвязь ведущих ценностей личности и компонентов психологического благополучия студентов различных профилей подготовки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2021. – № 3. – С. 63–67.
13. Цветков В. Л., Иванова А. И. Взаимосвязь ценностей и базовых убеждений личности курсантов с разным уровнем эмоционального благополучия // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 5. – С. 308–315; https://doi.org/10.24411/2073-0454-2020-10311.
14. Канунников Р. И. Факторы психологического благополучия сотрудников правоохранительных органов // Мир педагогики и психологии. – 2024. – № 01 (90). – С. 204–210.
15. Горбач Н. А., Панюкова Ю. Г., Панина Е. Н. Проблемы психологического благополучия сотрудников ОВД в условиях профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2008. – № 3 (34). – С. 3–6.
16. Tiberius V. Well-Being, Value Fulfillment, and Valuing Capacities / John J. Stuhr (ed.): Philosophy and Human Flourishing. – Oxford University Press, 2023. – P. 118–C5.P72; https://doi.org/https://doi.org/10.1093/oso/9780197622162.003.0006.
17. Hanel P., Tunç H., Bhasin D., Litzellachner L., Maio G. Value Fulfilment and Well-Being: Clarifying Directions over Time // Journal of Personality. – 2023. – 00. – P. 1–13; https://doi.org/10.1111/jopy.12869.
18. Brunstein J. C., Schultheiss O. C., Grässmann R. Personal goals and emotional well-being: The moderating role of motive dispositions // Journal of Personality and Social Psychology. – 1998. – Vol. 75. – No 2. – P. 494–508; https://doi.org/10.1037/0022-3514.75.2.494.