сотрудник
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 159.9 Психология
Введение. Мнемические способности, их развитие являются одним из условий, определяющих эффективность деятельности человека (профессиональной, служебной). Оценка мнемических способностей является индикатором психического состояния человека, его работоспособности и утомляемости. Для решения этой задачи предлагается использовать авторскую психодиагностическую методику «Экспериментальная диагностика мнемических способностей». Основное назначение методики – оценка общего уровня развития мнемических способностей – их производительности, качества и надежности, позволяющая также определить утомляемость и работоспособность тестируемого. Методика состоит из семи серий, каждая из которых включает в себя основные и дополнительные фигуры, имеющие различную последовательность расположения, направленность и цвет. По результатам выполнения всех семи серий подсчитывается «общий показатель успешности воспроизведения» (уровня выраженности мнемических способностей). Методы исследования. Корреляционный и сравнительный анализ. Оценка ретестовой надежности, а также конструктной и критериальной валидности. Результаты. Установлено, что методика экспериментальной диагностики мнемических способностей обладает приемлемыми психометрическими характеристиками (надежностью и валидностью), а это делает возможным ее использование в рамках психологического обеспечения системы органов внутренних дел. Методика пригодна как для оценки особенностей памяти, так и утомляемости, индикатором чего является уровень выраженности мнемических способностей.
психодиагностика, память, мнемические способности, интерференция, мнемические задачи, психометрика, утомление, работоспособность
1. Батурин, Н. А., Вучетич, Е. В., Костромина, С. Н., и др. (2015). Российский стандарт тестирования персонала. Организационная психология, 5 (2), 67–138.
2. Бузин, В. Н. (1992). Краткий отборочный тест. Москва: Издательство «Смысл».
3. Водопьянова, Н. В. (2009). Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер.
4. Выготский, Л. С. (2003). Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо.
5. Духновский, С. В., Злоказов, К. В. (2023). Визуально-когнитивная психотехника профайлинга: характеристика и возможности использования. В Моральнопсихологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел: современные подходы и перспективы развития: материалы всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 06 декабря 2023, стр. 157–161). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
6. Зинченко, П. И. (1961). Непроизвольное запоминание. Москва: Изд-во Академии педагогических наук.
7. Куликов, Л. В. (1997). Психология настроения: монография. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета.
8. Куликов, Л. В. (2003). Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СанктПетербург: Изд-во С.-Петербургского университета.
9. Лурия, А. Р. (2018). Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти. Санкт-Петербург: Питер.
10. Лурия, А. Р. (2023). Основы нейропсихологии. Санкт-Петербург: Питер.
11. Огородникова, Л. А. (2012). Подходы к исследованию памяти в отечественной и зарубежной психологии. Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки, 2, 308–312.
12. Рубинштейн, С. Л. (2024). Основы общей психологии. Москва: Издательство АСТ.
13. Рубинштейн, С. Я. (1999). Экспериментальные методики патопсихологии. Москва: ЗАО Издво ЭКСМО-Пресс.
14. Словенко, Е. Д., Яремченко, П. И., Хохлов, Н. А. (2020). Нормативные характеристики выполнения методики «Заучивание 10 слов» и способы выявления установочного поведения при исследовании памяти. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 3, 52–85.
15. Смирнов, А. А. (2000). Произвольное и непроизвольное запоминание. В Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов (ред.), Психология памяти: хрестоматия (стр. 476–486). Москва: ЧеРо.
16. Ушаков, В. О. (2014). Исследование динамики функционирования механизмов мнемических способностей при усложнении мнемической задачи. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11 (3), 149–163.
17. Черемошкина, Л. В., Осинина, Т. Н. (2019). Память: закономерности воспроизведения учебного материала: монография, 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт.
18. Фер, Р. М., Бакарак, В. Р. (2010). Психометрика. Введение. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ.
19. Шадриков, В. Д. (2007). Ментальное развитие человека. Москва: Аспект Пресс.