Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
сотрудник
г. Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 159.9.072 Психологические исследования, опыты, эксперименты, тесты, измерения
Введение. В статье обсуждается направленность перфекционизма, в содержании которого отражаются как позитивные его последствия, так и негативные. Преимущества перфекционизма заключаются в наличии у субъекта учебной деятельности стремлений к совершенству, организованности, способности к адаптивному поведению. Риски перфекционизма кроются в глубинных переживаниях личности, ориентированной на социальное одобрение, соответствие завышенным стандартам, избегание неудач, завышенный уровень требований к себе, что детерминирует негативные эмоциональные переживания, тревожность и стрессовые состояния. Цель исследования – определение особенностей перфекционизма курсантов с высоким и низким его уровнем и анализ рисков его высоких показателей. Исследование проведено на выборке в количестве 73-х человек, которая была разделена на две группы по признаку значений перфекционизма: с высоким (n=34) и низким (n=39) уровнем. Методы исследования. В исследовании применялись общенаучные методы исследования, направленные на сбор, анализ, систематизацию и обобщение данных, а также эмпирические методы (тестирование, интервью). Исследование осуществлялось с помощью психодиагностических методик: опросник перфекционизма (Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б.), методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко). Результаты. Описаны и проанализированы результаты эмпирического исследования по используемым методикам. Результаты исследования показали достоверно значимые различия между группами с высоким и низким уровнем перфекционизма, отражающие наличие значимых эмоциональных проблем. В группе с высоким уровнем перфекционизма выявлены факторы социально ориентированного типа перфекционистских ожиданий, ориентация на завышенные стандарты деятельности по принципу «быть самым успешным», застревание на неудачах и ошибках, категоричность и поляризованность мышления. Такой тип перфекционизма носит деструктивный характер и его последствия, установленные в исследовании, отражаются в виде негативных эмоциональных переживаний, редукции профессиональных обязанностей субъектов, развитии состояний эмоционального выгорания и психического истощения.
перфекционизм, конструктивный перфекционизм, деструктивный перфекционизм, эмоциональное выгорание, дезадаптация, возраст, психическое истощение
1. Ананьев, Б. Г. (2001). Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер.
2. Бикчинтаева, Л. Г. (2018). Психологические особенности студенческого возраста в контексте проблемы формирования профессионального правосознания в вузе. Вестник Московского университета МВД России, 1, 240-244.
3. Бойко, В. В. (2008). Психоэнергетика. Санкт-Петербург: Питер.
4. Гаранян, Н. Г. Андрусенко, Д. А., Хломов, И. Д. (2009). Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации. Психологическая наука и образование, 14 (1), 72-81.
5. Гаранян, Н. Г., Клыкова, А. Ю., Сорокова М. Г. (2018). Перфекционизм, зависть и конкурентные установки в студенческой среде. Консультативная психология и психотерапия, 26 (2), 7-32. https://doi.org/10.17759/cpp.2018260202
6. Гаранян, Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. (2001). Перфекционизм, депрессия и тревога. Московский психотерапевтический журнал, 9 (4), 18-48.
7. Гаранян, Н. Г., Юдеева, Т. Ю. (2009). Структура перфекционизма у пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами. Психологический журнал, 30 (6), 93-102.
8. Голенков, А. В., Филоненко, В. А., Сергеева, А. И., Филоненко, А. В. (2020). Перфекционизм и депрессия как факторы риска суицида студентов-медиков. Академический журнал Западной Сибири, 3 (86) (16), 23-25.
9. Кон, И. С. (1989). Психология ранней юности. Москва: Просвещение.
10. Москова, М. В. (2007). Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов. Психологическая наука и образование, 12 (5), 82-91.
11. Ужовский, В. С. (2021). Социологическое исследование взаимосвязи перфекционизма с тревожностью у вузовской молодежи Саратовской области. Актуальные научные исследования в современном мире, 6-7(74), 15-22.
12. Чехлатый, Е. И. (2006). Исследование копингмеханизмов у студентов вузов в связи с задачами первичной психогигиены и психопрофилактики. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 2.
13. Шиляева, И. Ф. (2021). Проблемы социально-психологической адаптации студентов, склонных к перфекционизму. Вестник Прикамского социального института, 3 (90), 96-104.
14. Юдеева, Т. Ю. (2007). Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва.
15. Ясная, В. А., Ениколопов, С. Н. (2007). Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы. Вопросы психологии, 7, 25-47.
16. Ясная, В. А., Митина, О. В., Ениколопов, С. Н., Зурабова, А. М. (2011). Апробация методики измерения перфекционизма Р. Слейни «Почти совершенная шкала». Теоретическая и экспериментальная психология, 4 (4), 30-45.
17. Burns, D. D. (1980). The Perfectionist’s Script for Self-Defeat. Psychology Today, 34-52.
18. Chang, Henry K. (2014). Perfectionism, anxiety, and academic procrastination: the role of intrinsic and extrinsic motivation in college students. Electronic Theses, Projects, and Dissertations, 28. https://scholarworks.lib.csusb.edu/etd/28
19. Curran, T., & Hill, A. P. (2019). Perfectionism is increasing over time: A meta-analysis of birth cohort differences from 1989 to 2016. Psychological Bulletin, 145 (4), 410-429. https://doi.org/10.1037/bul0000138
20. Frost, R. O., Marten, P., Lahart, C., & Rosenblate, R. (1990). The dimensions of perfectionism. Cognitive Therapy and Research. 14 (5), 449-468. https://doi.org/10.1007/BF01172967
21. Hamachek, D. E. (1978). Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism. Psychology: A Journal of Human Behavior, 15 (1), 27-33.
22. Hamilton, T. K., & Schweitzer, R. D. (2000). The Cost of Being Perfect: Perfectionism and Suicide Ideation in University Students. Australian & New Zealand Journal of Psychiatry, 34 (5), 829-835. https://doi.оrg/https://doi.org/10.1080/j.1440-1614.2000.00801.x
23. Hewitt, P. L., & Flett, G. L. (1989). The multidimensional perfectionism scale: Development and validation. Canadi¬an Psychology, 30, 339.
24. Hewitt, P. L., Flett, G. L., Turnbull-Donovan, W., & Mikail, S. F. (1991). The Multidimensional Perfectionism Scale: Reliability, validity, and psychometric properties in psychiatric samples. Psychological Assessment: A Journal of Consulting and Clinical Psychology, 3 (3), 464-468. https://doi.org/10.1037/1040-3590.3.3.464
25. Hollender, M. H. (1965). Perfectionism. Comprehensive Psychiatry, 6 (2), 94-103. https://doi.org/10.1016/S0010- 440X(65)80016-5
26. Hollender, M. H. (1978). Perfectionism, a Neglected Personality Trait. Journal of Clinical Psychiatry, 39, 384-394.
27. Pacht, A. R. (1984). Reflections on perfection. American Psychologist, 39 (4), 386-390. https://doi.org/10.1037/0003- 066X.39.4.386
28. Saddler, C. D., & Sacks L. A. (1993). Multidimensional perfectionism and academic procrastination: Relationships with depression in university students. Psychological Reports, 73 (3), 863-871.
29. Slaney, R. B., & Johnson, D. G. (1992). The Almost Perfect Scale. Unpublished manuscript. Pennsylvania State University, State College.
30. Visvalingam, S., Magson, N. R., Newins, A. R., & Norberg, M. M. (2023). Going it alone: Examining interpersonal sensitivity and hostility as mediators of the link between perfectionism and social disconnection. Journal of Personality. Advance online publication. https://doi. оrg/10.1111/jopy.12868