сотрудник
Рязань, Рязанская область, Россия
сотрудник
Рязань, Рязанская область, Россия
УДК 37.013.46 Теоретическая педагогика
Введение. Категория несовершеннолетних осужденных женского пола малочисленна, однако, по мнению специалистов и практических работников, она является одной из сложных при организации воспитательной работы. Внимание на это было обращено еще в дореволюционный период при организации первых специализированных учреждений для данной категории лиц. Несмотря на незначительное количество воспитательно-исправительных учреждений, в России был богатый опыт воспитательной работы с несовершеннолетними женского пола с девиантным и делинквентным поведением, который основывался как на передовых теоретико-практических идеях организации перевоспитания несовершеннолетних преступников за рубежом, так и на отечественных психолого-педагогических инновациях. Целью статьи является раскрытие на основе архивных материалов, исследований историков дореволюционного опыта организации воспитательной работы в первых специализированных учреждениях для нищенствующих, бродяжничающих, а также совершивших преступления несовершеннолетних женского пола. Методология, методы и методики. В исследовании применялись общенаучные методы исследования, направленные на сбор, анализ, систематизацию и обобщение данных, в частности, анализ литературных источников, непосредственно связанных с предметом исследования, изучение архивных материалов. Методология исследования опирается на характеристики девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних. Результаты. Первый приют был открыт в 1873 г., всего их в России было четыре и только Болшевский (Яковлевский) приют был в полной мере специализированным. В работе с воспитанницами были эффективно объединены два зарубежных типа перевоспитания несовершеннолетних преступников: семейный подход к организации жизни воспитанников и деление воспитанников на классы, разряды по успехам в обучении и поведении. В России главной целью воспитательного воздействия в приютах было духовно-нравственное воспитание подопечных, которое реализовывалось через школьное обучение, трудовое, религиозное направления. Эффективность воспитательной работы основывалась на использовании классификации воспитанниц на группы по разным критериям (возрасту, особенностям поведения, характера, успехам в учебе и труде) и мотивации исправления воспитанниц (денежные вознаграждения, переход из низших групп в высшие с улучшенными условиями жизни в приюте, досрочное освобождение из приюта). Обязательное обучение ремеслам было направлено на возможность последующего трудоустройства воспитанниц после выхода из приюта. Была разработана и реализована идея патроната, опирающаяся как на знания индивидуально-психологических особенностей воспитанниц, так и степени исправления к моменту выхода из приюта. Научная новизна. Полученные данные расширяют представление об опыте воспитательной работы с несовершеннолетними женского пола с девиантным и делинквентным поведением в дореволюционный период России. Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты представляется возможным использовать в процессе обучения курсантов образовательных организаций высшего образования МВД и ФСИН России.
несовершеннолетние женского пола, воспитательно-исправительные приюты, патронат, обучение, духовно-нравственное воспитание, семейная система
1. Белова, Н. А. (2021). Воспитательно-исправительные учреждения для несовершеннолетних женского пола в России во второй половине XIX -начале XX века. Ведомости уголовно-исполнительной системы, 1 (224), 18−30.
2. Болшевский ремесленно-исправительный приют для нищенствующих девочек (Моск. уезд): очерк деятельности приюта с основания оного по 1 января 1884 года (1884). О-во для поощрения трудолюбия в Москве Большев. исправит. приют для нищенствующих девочек. Москва: печатня С. П. Яковлева, 1876-1890.
3. Гогель, С. К. (1911). Детская преступность в Санкт-Петербурге в 1910 году, по данным попечителей детского суда. Право. Еженедельная юридическая газета, 20, 1167−1178.
4. Занозина, В. Н., Адаменко, Е. А. (2010). Благотворительность и милосердие. Рубеж XIX-XX веков. Санкт- Петербург: Лики России.
5. Захаров, А. (1898). Студзенец и Пуща. Тюремный вестник, 4, 165−177.
6. Калашникова, Т. В., Калашникова, М. М. (2022). Роль С. П. Яковлева в организации работы воспитательно- исправительных приютов для несовершеннолетних женского пола с девиантным поведением в России. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 4 (96), 166−172. https://doi.org/10.35750/2071- 8284-2022-4-166-172
7. Кара, С. В. (2015). Начало создания исправительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России. Вестник Брянского государственного университета, 2, 216−218.
8. Керзум, А. П., Лейкинд, О. Л., Северюхин, Д. Я. (2016). Благотворительность в Санкт-Петербурге 1703-1918. Историческая энциклопедия (стр. 267−268). Санкт-Петербург: Лики России.
9. Лаврентьев, М. В. (2010). Саратовский исправительный приют имени М. Н. Галкина-Враского (1873-1917 гг.). История государства и права, 12, 35−37.
10. Лаврентьев, М. В., Косырев, А. В. (2020). Саратовский Галкинский учебно-исправительный приют в 70-90-х годах XIX в. В Ж. В. Мурзина (глав. ред.), Педагогические и социальные вопросы образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, г. Чебоксары, 2020 г., стр. 24-29). Чебоксары: «Издательский дом «Среда».
11. Лунеев, В. В. (2005). Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е, перераб. и доп. Москва: Волтерс Клувер.
12. Монахиня Евфимия (Пащенко) (2007). Очерки из жизни православных северных женских монастырей середины XIX - начала ХХ вв. Архангельск: Православный изд. Центр.
13. Немашкалов, П. Г., Простяков, А. А. (2023). Исправительный приют для несовершеннолетних преступников при Черноморском Екатерино-Лебяжьем Николаевском мужском монастыре: история открытия и проблемы организации деятельности. Научный альманах стран Причерноморья, 9 (2), 67−73.
14. Немашкалов, П. Г., Шебзухова, Т. А. (2022). История Черноморской Марие-Магдалинской пустыни в деятельности настоятельниц. Гуманитарные и юридические исследования, 3 (9), 462−471.
15. Отчет о деятельности общества земледельческих колоний и ремесленных приютов за 1894 год. Варшава 1895. Тюремный вестник, 12, 620.
16. Отчет о деятельности Варшавского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов за 1896 год. Варшава 1898. Тюремный вестник, 3, 130-133.
17. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Ставропольской епархии за 1894-1895 учебный год (1896). Ставропольские епархиальные ведомости, 3 (от 01 февраля 1896).
18. Отчет по Саратовскому «Галкинскому» учебно-исправительному приюту за 1891 год (1892). Саратов: Типография Губернского Земства.
19. Сведения о деятельности, состоящего под высочайшим покровительством исправительно-воспитательного приюта для девочек при С.-Петербургском дамском благотворительно-тюремном комитете за 1896 год (1902). Санкт-Петербург: типография А. С. Суворина.
20. Селиверстов, В. И. (2018). Специальная перепись как метод исследования личности осужденных. Вестник Самарского юридического института, 4 (30), 62−68.
21. Устав исправительно-воспитательного приюта для девочек, при С.-Петербургском дамском благотворительно- тюремном комитете (1894). Тюремный вестник, 10, 462−468.
22. Шимановский, М. В. (1884). Очерк возникновения исправительно-воспитательных заведений для малолетних преступников в России. Одесса: тип. П. А. Зеленого.
23. Яковлев, С. (1895). От чего у нас мало исправительных приютов для несовершеннолетних женского пола. Тюремный вестник, 6, 325-330.