Психодиагностические критерии профессиональной надежности офицеров Росгвардии
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Статья посвящена исследованию психодиагностических критериев профессиональной надежности офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации как субъектов правореализационной деятельности, выполняющих важные государственные задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Её цель состояла в попытке выявить шкальные психодиагностические показатели тестовых методик, применяемых в целях профессионального психологического отбора кандидатов на обучение и психологического сопровождения профессионального становления будущих офицеров национальной гвардии Российской Федерации, которые помимо прочего могли бы служить критериями для оценки и прогнозирования их личностной профессиональной надежности. Методы исследования. В исследовании применялись методы психологической диагностики (10 тестовых психодиагностических методик, в том числе для исследования особенностей мышления – МИОМ, самооценки актуального психического состояния – СУПОС-8, изучения ценностей личности Шварца, неосознаваемых Я-структурных компонентов личности с помощью Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс» и др.), ранее выбранные специалистами группы профессионального психологического отбора и утвержденные в установленном порядке руководством, экспертных оценок результатов учебно-служебной деятельности курсантов и профессиональной деятельности выпускников на первичных офицерских должностях, ретроспективного анализа психодиагностических показателей используемых методик, статистические методы сравнительного анализа (U-критерий Манна – Уитни и дисперсионный анализ). На основе анализа независимых экспертных оценок и результатов деятельности была проведена градация курсантов и выпускников-офицеров военного института на четыре группы с разными уровнями (высоким, средним, ниже среднего, низким) профессиональной надежности. Результаты. В результате проведенного ретроспективного сравнительного анализа данных психодиагностических обследований 221 курсанта мужского пола из более 200 психодиагностических показателей (шкал) используемых методик были выделены 52 шкальных показателя, статистически достоверно отличающих испытуемых с разными уровнями профессиональной надежности, 21 (58 %) которых имели линейную зависимость от уровня (группы) профессиональной надежности и 7-летнюю глубину прогноза. В зависимости от характера полученных различий одни показатели могут быть использованы в качестве психологических (личностных) предикторов и протекторов профессиональной надежности, в то время как другие – в качестве лимитирующих факторов ее проявления и развития. Научная новизна и практическая значимость полученных психодиагностических показателей определяется возможностью их использования для психологического прогнозирования профессиональной надежности не только курсантов в период обучения в военном вузе, но и офицеров-выпускников в период их профессиональной деятельности в войсках на первичных офицерских должностях, в т. ч. с помощью создания специальных решающих правил прогнозирования (регрессионных уравнений и дискриминантных функций). Кроме того, полученные психодиагностические показатели (шкалы) могут быть корректно экстраполированы в качестве критериев (предикторов, протекторов и лимитирующих факторов) профессиональной надежности на офицерский (начальствующий) состав других государственных правоохранительных силовых структур, включая МВД России, а также использованы для создания алгоритмов (решающих правил) психологического прогнозирования их профессиональной надежности на этапах профессионального психологического отбора, профессионального становления и психологического обеспечения служебной деятельности.

Ключевые слова:
профессиональная надежность, психодиагностические критерии, экспертная оценка, ретроспективный сравнительный анализ, ценностный опросник Шварца, психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс», психологическое прогнозирование, прогностическая валидность
Список литературы

1. Федотов А. Ю. Мотивационные факторы профессиональной надежности специалиста силовых структур // Человеческий капитал. – 2019. – № 10 (130). – С. 141–150.

2. Феденко Н. Ф. Очерки по психологии личности советского воина. – Москва: [б. и.], 1966. – 228 с.

3. Талашманова К. А. Диагностика профессиональной надежности субъекта // Инновационная наука. – 2020. – № 5. – С. 177–183.

4. Талашманова К. А. К проблеме понимания профессиональной надежности // Человеческий капитал. – 2020. – № 3 (135). – С. 239–245; https://doi.org/10.25629/HC.2020.03.28.

5. Чекунов А. А., Алексеев А. А. Профессиональная надёжность курсантов военных вузов: к постановке проблемы // Мир науки : сетевое издание. – 2018. – Т. 6. – № 5. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/06PSMN518.pdf.

6. Цветкова И. И., Сиволап А. В. Формирование модели надежности персонала туристкой организации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2017. – № 2 (22). – С. 129–139.

7. Смирнов С. В., Овчар Н. А., Лифанова Е. В., Тодорев А. Н. , Дятлов М. Н. Современные методики психологической диагностики специалистов ответственных и опасных профессий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 2. – С. 50–54.

8. Стрижов Е. Ю. Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надёжности личности // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 1 (79). – С. 84–88.

9. Мозгунова С. И., Редина Е. А. Эмоциональное выгорание как фактор, снижающий профессиональную надежность пожарных // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. – 2018. – № 1 (9). – С. 309–311.

10. Беребин М. А., Григорьева И. Ю. Клинико-психодиагностические основания оценки и прогноза риска нарушений психической адаптации и профессиональной надежности сотрудников правоохранительных органов // Психология. Психофизиология. – 2011. – № 29. – С. 58–68.

11. Дрягалова Е. А., Степанова А. А. Диагностика акмеологического потенциала личности и профессиональной надежности курсантов МВД РФ // Современные проблемы науки и образования : сетевое издание. – 2017. – № 6. – С. 166–174. – URL: https://scienceeducation.ru/ru/issue/view?id=150.

12. Шаповал В. А. Профессиональное психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел: диагностика, прогнозирование, мониторинг : монография. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2015. – 296 с.

13. Осадчук О. Л. Взаимосвязь профессиональной надежности и профессионализма педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2013. – № 1 (9). – С. 25–31.

14. Путивцев П. В. О психологической оценке профессиональной надежности персонала госслужбы на этапе профессионального роста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2014. – № 3. – С. 95–102.

15. Abrams H. Human Reliability and Safety in the Handling of Nuclear Weapons // Science & Global Security. – 1991. – Vol. 2. – No 4. – Р. 325–349.

16. Lata V. F., Coates C. Implementation and sustainability of the Russian Federation Ministry of Defense nuclear Personnel Reliability Program / INMM 51st Annual Meeting, Baltimore, Maryland, United States of America, Jul 11–16, 2010. – URL: https://www.ornl.gov/publication/implementation-and-sustainability-russian-federation-ministry-defense-nuclear-personnel.

17. Копылова Н. В., Петров Н. Н. Психологическая надежность в специфике работы охранно-конвойной службы МВД РФ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – Вып. 4. – С. 12–16.

18. Копылова Н. В., Петров Н. Н. Особенности психологической оценки показателей профессиональной надежности сотрудников охранно-конвойной службы МВД РФ в процессе ее формирования / Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников, 15 мая 2018 г. – Тверь: Тверской государственный университет, 2018. – С. 66–70.

19. Гринвальд О. В. Проблема диагностики социально-этической компетентности студентов – будущих юристов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2009. – № 3. – С. 42–45.

20. Батурин Н. А., Вучетич Е. В., Костромина С. Н., Кукаркин Б. А. [и др.] Российский стандарт тестирования персонала (временная версия, созданная для широкого обсуждения в 2015 году). // Организационная психология : электронный журнал. – 2015. – Т. 5. – № 2. – С. 67–138.

Войти или Создать
* Забыли пароль?