с 01.01.2018 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 342.9 Административное право
ГРНТИ 10.17 Административное право
Введение. В статье представлена историческая ретроспектива развития наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации. Автором проведен сравнительный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты наставничества, в том числе требования к наставникам, функции и задачи данного института, начиная с советского периода и до настоящего времени. Отмечена преемственность отдельных элементов института наставничества, место данного института в существующей системе прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Методы исследования. В процессе работы использовались системный метод, а также методы сравнительно-правового, историко-правового анализа и формальной логики. В целях изучения поставленного вопроса проанализированы законодательные и ведомственные нормативные правовые акты СССР и Российской Федерации (начиная с 1971 года). Также изучены научные работы, посвященные формированию и функционированию института наставничества на государственной службе и в органах внутренних дел. Результаты. Сформулирован вывод о возможности использования ранее применяемых механизмов института наставничества в рамках его дальнейшего совершенствования на современном этапе, например, в рамках организации конкурса профессионального мастерства наставников в органах внутренних дел Российской Федерации. Предлагается ряд новелл, предусматривающих материальное стимулирование наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации. Отмечается потребность в организации обучения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых в качестве наставников.
наставничество, органы внутренних дел, полиция, оценка служебной деятельности, стажировка
1. Беляев А. М. Институциональные аспекты развития наставничества на государственной гражданской службе / Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления : сборник научных статей по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции. - Москва, 25 ноября 2014 года / под ред. С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина. - Москва: Юридический Дом «Юстицинформ», 2015. - 418 с.
2. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Преснова А. К., Пасечник А. С. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 3 (37). - С. 18-24.
3. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 2 (16). - С. 87-91.
4. Стрельцова Т. П. Система адаптации и мотивации молодых специалистов в государственных органах власти Белгородской области / Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами : сборник научных статей V Международной научно-практической конференции. - Москва, 31 марта 2020 года / отв. за выпуск Е. И. Данилина. - Ч. II. - Москва: ООО «Эдельвейс», 2020. - С. 198-202.
5. Лыжин А. И. Институт наставничества как технология привлечения и подготовки новых рабочих кадров // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). - 2020. - № 1 (1). - С. 15-24.
6. Гаджиев С. Н. Коррупция в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. - 2009. - № 1 (9). - С. 84-89.
7. Кеменев Д. А. Концептуальная модель института наставничества на государственной службе // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2019. - № 5. - Т. 8. - С. 41-46.
8. Дурновцев Д. И. Наставничество как форма воспитательной работы в отделе охраны исправительных учреждений ФСИН России // Развитие уголовно-исполнительной системы: организационные, правовые и экономические аспекты : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Новосибирск-Новокузнецк, 25 мая 2022 года. - Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. - С. 73-77.
9. Никитин А. А. Институт наставничества в прокуратуре и иных государственных органах России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2023. - № 2 (151). - С. 196-203.
10. Морозова А. С. Институт наставничества как способ интенсификации процесса становления госслужащего / Человек и общество: опыт и перспективы социологических исследований : сборник научных статей. - Мурманск, 24 марта 2017 года / науч. ред. Г. В. Жигунова. - Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2018. - С. 34-41.
11. Горбунова Т. С., Заяев Е. Д., Золотова Е. В. [и др.]. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) - Москва : ООО «Проспект», 2021. - 672 с.
12. Ольшевский А. В., Рябов Е. В. Нормативное регулирование порядка прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. - 2018. - № 4 (48). - С. 69-78.
13. Кириллова И. О. Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость? // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 4 (18). - С. 75-80.
14. Василенко Г. Н., Денисенко Е. С. Индивидуальное обучение и перспективы развития института наставничества в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - № 2. - С. 139-144.
15. Климов А. Ю., Климова В. О. Актуальные проблемы организации наставничества в органах внутренних дел и пути их преодоления // Закон и право. - 2019. - № 11. - С. 37-39.