аспирант
Рязань, Рязанская область, Россия
сотрудник
Рязань, Рязанская область, Россия
УДК 159.9 Психология
Введение. Успешная деятельность учебного подразделения курсантов напрямую зависит от руководства их коллективами. Достижение высоких результатов обеспечивается в том числе посредством воспитательной работы заместителя командира взвода, выбираемого из числа курсантов. На деятельность заместителя командира взвода и востребованность в ней определенных личностных качеств влияет специфика ведомственного вуза, двойственность положения в служебной иерархии, некоторые социально-психологические особенности обучающихся и их личностные характеристики. Цель исследования: выявить совокупность психологических характеристик, повышающих эффективность деятельности заместителей командиров взводов образовательных организаций ФСИН России на основе оценок компетентных экспертов. Теоретическая основа исследования – обзор трудов, посвященных вопросам профессионально значимых качеств и подготовки младших командиров в вузах МВД России, МЧС России, ФСКН России, Минобороны России, а также смежные по тематике исследования, затрагивающие заместителей командиров взводов ФСИН России. Методы. Для выявления психологических характеристик заместителей командиров взводов использовалось анонимное анкетирование на двух бланках. Общая выборка испытуемых составила 362 человека (22 человека – это сотрудники учебно-строевых подразделений факультетов, 49 человек – заместители командиров взводов и 291 человек – курсанты). Результатом исследования является описание заместителя командира взвода, обучающегося в образовательных организациях ФСИН России следующей характеристикой: ответственный лидер с развитыми коммуникативными навыками, характеризующийся исполнительностью, стрессоустойчивостью в конфликте, уверенностью в себе, дисциплинированностью и справедливостью То есть ряд психологических качеств является типовым у младшего командира ведомственного вуза, в том числе ответственность, лидерские качества, коммуникабельность, уверенность в себе, дисциплинированность. Ключевыми качествами для заместителя командира взвода образовательной организации ФСИН России являются стрессоустойчивость в конфликте и справедливость.
специфика, профессионально важные качества, заместитель командира взвода, младший командир, сержант, психологическая характеристика, эффективность деятельности, образовательные организации, ФСИН России
1. Лисник Ю. С., Горностаев С. В. Анализ и интерпретация личностных черт заместителя командира взвода образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний // Человек: преступление и наказание. - 2021. - Т. 29. - № 1. - С. 129-144.
2. Мигунова Ю. С. Роль командиров младшего звена учебных подразделений образовательных организаций высшего образования МЧС России в общем направлении формирования взаимоотношений в курсантском коллективе / Психология XXI столетия: сборник по материалам ежегодного Конгресса. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского; Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова; Международная академия психологических наук, 2017. - С. 244-246.
3. Лисник Ю. С. Особенности взаимодействия младших командиров и курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России / Уголовно-исполнительная система: реалии и перспективы развития: сборник по материалам II Международной научно-практической конференции. - Псков. - 2020. - С. 186-190.
4. Караяни А. Г., Лисник Ю. С. Индивидуально-психологические особенности заместителей командиров взводов образовательных организаций ФСИН России // Юридическая психология. - 2021. - № 1. - С. 32-37.
5. Курганов В. Н. Профпригодность к руководству первичным воинским коллективом // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2009. - № 1. - С. 133-140.
6. Мигунова Ю. С. Исследование взаимоотношений между курсантами института МЧС и командирами младшего звена // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -2014. - № 4 (32). - С. 315-321.
7. Дрюпина И. В., Морозова И. О. Субъективная успешность профессиональной деятельности командира курсантского подразделения и ее детерминанты // Мир образования - образование в мире. - 2007. - № 4. - 12 с.
8. Капустин В. В. Об управлении социальной адаптацией сержантов-профессионалов к будущей военно-профессиональной деятельности на этапе обучения // Электронный научный журнал «Проблемы безопасности». - 2012. - № 2 (16). - С. 8-9.
9. Юрина О. И., Холопова Е. Ю., Дежурова Е. В. Система профессионально-важных качеств курсантов вузов ФСИН России как компонент психологической готовности к служебной деятельности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 347-351.
10. Каныгин Е. Б. Дисциплинированность и личная примерность командира как основа успеха педагогического процесса в учебных заведениях внутренних войск МВД России // Мир образования образование в мире. - 2016. - №1(61). - С. 89-95.
11. Евтихов О. В. Развитие лидерских качеств младших командиров ВОУ МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2005. - № 1 (23). - С. 31-35.
12. Карлов И. В. Мотивы преступного поведения обучающихся в ведомственных образовательных организациях и их учет в профилактической работе (на примере вузов ФСИН России) // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. - 2017. - № 5. - С. 57-70.
13. Медведева Л. В., Евдокимов А. С. Психолого-педагогические основания подготовки курсантов к служебной деятельности в образовательном процессе вуза МЧС России // Человек и образование. - 2016. - № 3 (48). - С. 158-165.
14. Медведева Л. В., Евдокимов А. С., Константинова А. С. Модель командира младшего начальствующего состава вуза МЧС России // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2018. - № 3. - С. 119-124.
15. Евтихов О. В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития : монография. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. - 287 с.
16. Лисник Ю. С., Горностаев С. В. Индивидуально-психологические факторы пригодности к деятельности младшего командира подразделения курсантов вузов ФСИН // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2021. - Т. 26. - № 2 (85). - С. 156-163.