Россия
Россия
УДК 316.6 Социальная психология
УДК 616.89 Психиатрия. Патологическая психология. Психические (душевные) болезни
Введение. Статья посвящена описанию и анализу девиантного поведения молодежи в условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, облегчающих и упрощающих взаимодействие молодежи. Актуальность обусловлена необходимостью осмысления значения новых социокультурных факторов в формировании девиантного поведения в целях совершенствования мер его профилактики и коррекции. Целью исследования выступают характеристика роли сверхценной идеи в развитии деструктивных форм девиантного поведения и иллюстрация ее проявлений в современном социокультурном контексте. Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляет совокупность теорий и концепций девиантного поведения, образующих предметную область девиантологии. Применяются общенаучные методы, используемые для обобщения и систематизации информации о девиантном поведении, его формах и их проявлениях. Материалы исследования представляют факты девиантного поведения подростков и молодежи. Результатом исследования выступает описание и характеристика современных социокультуральных условий, с которыми связаны изменения норм поведения. В качестве основных причин указаны нарастающая в настоящее время аномия, последствия происшедшей информационно-коммуникационной революции и последующего разлома поколений. При этом акцентируется внимание на высоком уровне базальной тревоги, приводящей к эмоциональному напряжению, способствующему формированию сверхценных идей. Даны описания различных форм и проявлений этих идеаторных и аффективных отклонений, включающих возникновение идей с признаками экстремизма, увеличение ауто- и гетерогрессии. Понимание механизмов этих тенденций имеет теоретическое и практическое значение для профилактики девиантного поведения, а также при проведении консультативной, психокорректирующей и психотерапевтической работы.
девиантное поведение, базальная тревога, сверхценная идея, нормы поведения, формы агрессии
1. Гилинский, Я. И. (2009). Социология девиантности (новеллы и перспективы. Социологические исследования, 8 (304), 70-73.
2. Добряков, И. В., Фесенко, Ю. А. (2022). Влечения у детей и подростков: становление, проявления, отклонения. Санкт-Петербург: Проспект Науки.
3. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. (2012). Аддиктология: настольная книга. Москва: Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, Институт консультирования и системных решений.
4. Личко, А. Е. (2009). Психопатии и акцентуации характера у подростков. Санкт-Петербург: Речь.
5. Майсак, Н. В. (2009). Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: монография. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет».
6. Мамардашвили, М. К. (2010). Очерк современной европейской философии. Лекции 1978-79 гг. Москва: Прогресс-Традиция; Фонд Мераба Мамардашвили.
7. Менделевич, В. Д. (2007). Руководство по аддиктологии. Санкт-Петербург: Речь.
8. Радаев, В. В. (2018). Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ. Социологические исследования, 3, 15-33. https://doi.org/10.7868/S0132162518030029
9. Реан, А. А. (2015). Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст. Национальный психологический журнал, 4(20), 105-110.
10. Реан, А. А., Адамчук, Д. В., Дозорцева, Е. Г., Ениколопов, С. Н., Собкин, В. С., Цветков, В. Л., Цветкова, Л. А., Шипицына, Л. М., Шнейдер, Л. Б. (2016). Психология девиантности. Дети. Общество. Закон: монография. Москва: ЮНИТИ-ДАНА.
11. Conzen, P. (2005). Fanatismus. Psychoanalyse eines unheimlichen Phänomens. Stuttgart: Kohlhammer.
12. Ericson, E. H. (1968). Identity: Youth and crises. New York: W. W. Norton & Company.
13. Harris, Th. E. (2004). I’m OK-You’re OK. HarperCollins.