г. Москва и Московская область, Россия
УДК 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
Аннотация: Введение. Актуальность исследования обусловлена сформировавшейся в мире тенденцией повсеместного внедрения цифровых средств и технологий во все сферы человеческой деятельности. Использование цифрового сопровождения образовательного процесса направлено на повышение уровня доступности получаемого образования, однако абсолютизация цифрового сопровождения может привести к негативным последствиям. Полагаем, что разработка общей классификационной системы антропологических рисков абсолютизации цифрового сопровождения поможет исключить или минимизировать их последствия при организации образовательного процесса. Целью работы является построение классификационной структуры рассматриваемых педагогических категорий. Для достижения поставленной цели нами сформулированы такие задачи, как рассмотрение терминологического аппарата в области цифрового сопровождения образования, выделение критериев, достаточных для отнесения рисков к определённому виду, разделение антропологических рисков на определённые виды в соответствии с их характеристиками или свойствами. Методы. При проведении данного исследования использованы общетеоретические методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование. Результаты. По итогам проведённого исследования сформулирован ряд ключевых определений в рамках обозначенной темы. Сформирована общая классификационная система антропологических рисков абсолютизации цифрового сопровождения образовательного процесса. Делается вывод о необходимости дальнейшего исследования указанного направления исследований, формирования необходимых компетенций у всех субъектов образовательного процесса для исключения абсолютизации цифрового сопровождения.
антропологический риск, цифровое сопровождение, образовательный процесс, классификационная система, искусственный интеллект
1. Тюнников Ю. С., Афанасьева Т. П., Казаков И. С., Мазниченко М. А. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды // Медиаобразование. - 2017. - № 1. - С. 58-79.
2. Андрюхина Л. М. Цифровизация образования: ожидания и антропологические риски / Стратегические ориентиры современного образования : сборник научных статей, Екатеринбург, 5-6 ноября 2020 года. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. - Ч. 1. - С. 140-144. - DOIhttps://doi.org/10.26170/Kso-2020-44.
3. Ульянова И. В. Инновационные риски в современной российской системе высшего профессионального гуманитарного образования / Инновационные технологии в системе профессионального образования. - Махачкала : Автономная некоммерческая образовательная организация «Махачкалинский центр повышения квалификации», 2014. - С. 5-45.
4. Лаукс Дж., Маколей Дж., Норонха Э., Уэйд М. Цифровой вихрь: как побеждать диджитал-новаторов их же оружием. - Москва: Эксмо, 2018. - 352 с.
5. Кутырев В. А. О судьбе управления и права в цифровом обществе // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № 1 (45). - С. 278-281.
6. Антонова Л. Н. Педагогическая рискология: теория и история // Проблемы современного образования. - 2010. - № 4. - С. 24-30.
7. Арламов А. А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - № 1. - С. 12-21.
8. Храпов С. А., Баева Л. В. Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативно-образовательной среды // Вопросы философии. - 2021. - № 4. - С. 17-26.
9. Тоффлер Э. Третья волна. - Москва: АСТ, 2009. - 795 с.
10. Разумовский В. Ю. «Цифровое образование» и его социально-психологические последствия - польза или вред? / Современные инновационные образовательные технологии и развитие экономики : материалы Международной научно-практической конференции, Липецк, 29 апреля 2020 года. - Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. СеменоваТян-Шанского, 2020. - С. 122-128.
11. Колесов В. И., Смолонская А. Н. Сущность определения проблемы в структуре социальной компетентности // Символ науки: международный научный журнал. - 2018. - № 8. - С. 76-78.
12. Хакимзянов Р. Н. Внутренние ресурсы психологической безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации // Казанский педагогический журнал. - 2019. - №. 3 (134). - С. 77-82.
13. Рогов Е. И., Рогова Е. Е. Проблемы межличностного взаимодействия в условиях цифровизации образования / Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2022 года / под общей редакцией Э. А. Пирмагомедовой. - Москва: ООО «Парнас», 2022. - С. 73-81.
14. Ozturk T. H., Hodgson V. Developing a model of conflict in virtual learning communities in the context of a democratic pedagogy // BJET. - 2017. - Vol. 48. - № 1. - P. 23-42. DOIhttps://doi.org/10.1111/bjet.12328.
15. Козлова Н. Ш. Актуальность обеспечения информационной безопасности в банковской системе / Актуальные проблемы технических наук : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2015. - С. 105-108.
16. Мудрик А. В. Воспитательные ресурсы Интернета // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2008. - Т. 14. - № 4. - С. 37-39.
17. Масланов Е. В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? // Цифровой ученый: лаборатория философа. - 2019. - Т. 2. - № 1. - С. 6-21.
18. Король А. Д., Воротницкий Ю. И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31. - № 6. - С. 48-61. - DOIhttps://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61.