Жизненная успешность, диспозиционный оптимизм и резилентность молодёжи с различным характером учебно-профессиональной деятельности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация: Введение. Статья содержит теоретические и эмпирические данные изучения взаимосвязи компонентов жизненной успешности, диспозиционного оптимизма и резилентности. Актуальность научной проблемы заключается в поиске и обосновании комплекса личностных ресурсов, которые бы позволяли личности наиболее конструктивно жить в современном мире Новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязей таких ресурсов личности, как диспозиционный оптимизм и резилентность с метаресурсом жизненной успешности. Методологическими основаниями метаресурсной концепции жизненной успешности являются принципы регулятивного, субъектного и ресурсного подходов. Жизненная успешность как метаресурс личности является психологическим регулятивом, обеспечивающим рефлексивное соотнесение личностью целей с предполагаемыми и достигнутыми результатами личной активности исходя из собственного ценностно-смыслового пространства и складывающихся социокультурных условий посредством таких компонентов, как рефлексивные механизмы, качества личности и переживания. Цель исследования: изучить выраженность и взаимосвязи жизненной успешности, диспозиционного оптимизма и резилентности как ресурсов, необходимых для конструктивной жизни молодёжи в современном мире (на примере курсантов и студентов образовательных организаций высшего образования). Методы. В исследовании приняли участие 460 респондентов в возрасте от 18 до 23 лет, из них 346 курсантов образовательных организаций МВД России (231 мужчина и 115 женщин) и 114 студентов гражданских университетов (41 мужчина и 73 женщины). Были применены исследовательские методики, направленные на выявление личностных ресурсов: «Жизненная успешность» (Н. А. Деева), «Краткая шкала резилентности (Brief Resilience Scale, BRS)» в адаптации В. И. Марковой, Л. А. Александровой, А. А. Золотаревой; Тест диспозиционного оптимизма (ТДО-П) (LOT-R М. Шейера, Ч. Карвера и М. Бриджеса) в адаптации Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева, Е. Н. Осина. Сбор данных происходил посредством опроса с использованием Google Forms. Результаты. Личностные ресурсы выражены на уровне среднестатистической возрастной нормы, имеют большое количество взаимосвязей и дифференцированы в зависимости от пола и характера учебно-профессиональной деятельности; в выборке курсантов наблюдается наиболее благоприятная картина; мужская студенческая выборка показала наиболее неблагоприятную картину связанную с низкой выраженностью всех показателей, меньшим количеством значимых взаимосвязей между ними и несоответствием реальной картины и субъективной оценки собственной успешности; резилентность и диспозиционный оптимизм не связаны с эмоциональными переживаниями жизненной успешности.

Ключевые слова:
жизненная успешность, диспозиционный оптимизм, резилентность, метаресурсы, личностные ресурсы
Список литературы

1. Александрова Л. А., Золотарева А. А., Маркова В. И. Русскоязычная версия краткой шкалы резилентности: психометрический анализ на примере выборок студентов, многодетных родителей и родителей детей с инвалидностью // Национальный психологический журнал. - 2022. - № 1. - С. 65-75. DOI:https://doi.org/10.11621/npj.2022.0106.; ; EDN: https://elibrary.ru/MKQKVW

2. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / Принципы системной организации функций. - Москва: Наука, 1973. - С. 5-61.

3. Барышева Е. И. Оптимистический / пессимистический локус отношения как отражение субъективного жизненного пространства личности // Человек. Наука. Социум. - 2021. - № 3 (7). - С. 57-78.; EDN: https://elibrary.ru/MXQVJG

4. Батурин Н. А. Успех и неудача: теория, исследование, практика : монография. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2018. - 144 с.; EDN: https://elibrary.ru/YKVHHV

5. Батурина Н. В., Черняева Ю. Е. Отношение успеха, жизненной успешности и личностного благополучия // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2018. - № 4. - Т. 11. - С. 18-23.; EDN: https://elibrary.ru/CAERFJ

6. Валиева Ф. И. Индивидуально-личностные предпосылки резильентного поведения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - 2016. - № 4. - С. 97-101.; EDN: https://elibrary.ru/XDYDIN

7. Гельфонд М. Л., Мищук О. Н., Мирошина Е. Ю. Успех как ценность: опыт количественного анализа (на материалах Тульской области) // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2020. - № 1. - С. 330-333.; EDN: https://elibrary.ru/AZBFVO

8. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-П // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - Т. 18. - № 1. - С. 34-55. DOIhttps://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-34-55.; EDN: https://elibrary.ru/QDVGRU

9. Деева Н. А. Методика «Жизненная успешность»: структура и валидизация // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2022. - Т. 19. - № 3. - С. 494-520. DOI:https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-3-494-520.; ; EDN: https://elibrary.ru/SBSDJV

10. Джидарьян И. А. Оптимизм: проблемы теории и методов изучения // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 1. - С. 25-35.

11. Дробышева К. А. Личностные регуляторы формирования диспозиционного оптимизма спортсменов разной квалификации // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. - 2019. - Т. 21. - С. 93-97.; EDN: https://elibrary.ru/CPWKEW

12. Ерофеева В. Г. Особенности личных нарративов о достижениях в зависимости от настойчивости // Психологические исследования. - 2021. - Т. 14. - № 75 [Электронный ресурс] // Психологические исследования : сайт. - URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/150 (дата обращения: 28.04.2023). DOI:https://doi.org/10.54359/ps.v14i75.150.; EDN: https://elibrary.ru/YKSYJV

13. Жарикова А. В., Александрова А. А. Человеческий капитал как ресурс поддержания устойчивости общества в эпоху турбулентности: трансформация трактовки понятия // Современные вопросы устойчивого развития общества в эпоху трансформационных процессов : сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Москва, 11 ноября 2022 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2022. - С. 104-108. DOI:https://doi.org/10.34755/IROK.2022.36.83.039.; ; EDN: https://elibrary.ru/RXMRIG

14. Конопкин О. А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - № 1. - Т. 2. - С. 27-42.; EDN: https://elibrary.ru/JWMALP

15. Мадди С. Р. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. - Санкт-Петербург: Речь, 2002. - 539 с.

16. Марков В. Н. Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2010. - № (4). - С. 5-10.; EDN: https://elibrary.ru/NBGLAN

17. Моросанова В. И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2022. - Т. 15. - № 3. - С. 57-83. DOI:https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-57-82.; EDN: https://elibrary.ru/TRAGEL

18. Реан А. А., Ставцев А. А., Кузьмин Р. Г. Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия личности в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. - 2022. - № 2 (46). - С. 25-34. DOIhttps://doi.org/10.11621/npj.2022.0203.; ; EDN: https://elibrary.ru/WUNZSG

19. Селиванова О. А., Быстрова Н. В., Дереча И. И., Мамонтова Т. С., Панфилова О. В. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 3 [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки. Педагогика и психология» : сайт. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pd (дата обращения: 28.04.2023).; EDN: https://elibrary.ru/TSLCPR

20. Филатова О. А., Ушакова А. А. Диспозиционный оптимизм в структуре проактивного совладания (на примере периода ранней взрослости) // Психология развития и образования. - 2022. - № 1. - С. 19-22.

21. Циринг Д., Эвнина К. Вопросы диагностики оптимизма и пессимизма в контексте теории диспозиционного оптимизма // Психологические исследования. - 2013. - № 6 (31) [Электронный ресурс] // Психологические исследования : сайт. - URL: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/674 (дата обращения: 28.04.2023). DOI:https://doi.org/10.54359/ps.v6i31.674.

22. Шабунова А. А., Доброхлеб В. Г., Медведева Е. И., Крошилин С. В., Сухоцка Л., Шухатович В. Р., Леонидова Г. В., Молчанова Е. В. Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - № 6. - Т. 12. - С. 27-50. DOI:https://doi.org/10.15838/esc.2019.6.66.2.; ; EDN: https://elibrary.ru/GRDOTW

23. Шумкова А. А. Оптимизм в структуре пятифакторной модели черт личности / В. С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Пермь, 15-16 мая 2015 года. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - С. 39-41.; EDN: https://elibrary.ru/UUZYZP

24. Amoha Bajaj M. S., Caitlin A. Bronson M. S., Matthew Habel B. A., Saif Rahman B. A., Holly R. Weisberg M. A., Richard J. Contrada. Dispositional Optimism and Cardiovascular Reactivity // Accompanying Anger and Sadness in Young Adults, Annals of Behavioral Medicine. - 2019. - № 53 (5). - Р. 466-475. DOI:https://doi.org/10.1093/abm/kay058.

25. Bokhan T. G., Galazhinsky E. V., Leontiev D. A., Rasskazova E. I., Terekhina O. V., Ulyanich A. L., Shabalovskaya M. V., Bogomaz S. A., Vidyakina T. A. Covid-19 and subjective well-being: perceived impact, positive psychological resources and protective behavior // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. - 2021. - Т. 18. - № 2. - P. 259-275. DOI:https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-2-259-275.; ; EDN: https://elibrary.ru/OVUHJX

26. Carver C. S., Scheier M. F. Optimism. Handbook of Positive psychology. - Oxford University Pres, 2002. - 829 р.

27. Cascio J. A educação em um mundo cada vez mais caótico // Boletim Técnico do Senac. - 2021. - № 47 (1). - Р. 101-105.

28. Duckworth A., Gross J. J. Self-control and grit: related but separable determinants of success // Current Directions in Psychological Science. - 2014. - Vol. 23(5). - Р. 319-325. DOI:https://doi.org/10.1177/0963721414541462.

29. Franceschelli M., Keating A. Imagining the Future in the Neoliberal Era: Young People’s Optimism and Their Faith in Hard Work // YOUNG. - 2018. - № 26 (4). - Р. 1-17. DOIhttps://doi.org/10.1177/1103308817742287.

30. Genc E., Arslan G. Optimism and Dispositional hope to promote college students subjective wellbeing in the context of the COVID-19 pandemic // Journal of Positive School Psychology. - 2021. - Том 5. - № 2. - Р. 87-96. DOIhttps://doi.org/10.47602/jpsp.v5i2.255.

31. Molinero R. Gómez, Zayas A., Ruiz-Gonzalez P., Rocio G. Optimism and resilience among university students // International Journal of Developmental and Educational Psychology. - 2018. - № 1 (1). - Р. 147-154. DOI:https://doi.org/10.17060/ijodaep.2018.n1.v1.1179.

32. Peterson C., Tracy A. Steen. Optimistic explanatory style // In book: Handbook of positive psychology. - Oxford University Press, 2002. - Р. 244-256 DOIhttps://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780195187243.013.0029.

33. Scheier M. F., Carver C. S. Optimism, coping, and health: assessment and implications of generalized outcome expectancies // Health Psychology: Official Journal of the Division of Health Psychology, American Psychological Association. - 1985. - № 4 (3). - Р. 219-247.

34. Seligman Martin E. P. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. - New York: NY: Free Press, 2011. - 349 p.

35. Seligman Martin E. P., Abramson L. Y., Semmel A., Von Baeyer C. Depressive attributional style // Journal of Abnormal Psychology. - 1979. - № 88 (3). - Р. 242-247. DOIhttps://doi.org/10.1037/0021-843X.88.3.242.

36. Uribe F.A.R., de Oliveira S.B., Junior A.G. et al. Association between the dispositional optimism and depression in young people: a systematic review and meta-analysis // Psicol. Refl. Crit. - 2021. - № 34 (1) : 37. DOIhttps://doi.org/10.1186/s41155-021-00202-y.; ; EDN: https://elibrary.ru/UIGNEP

37. Werner E. E., Smith R. S. Vulnerable but invincible. - New York: McGraw-Hill, 1982. - 229 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?