с 01.01.2019 по 01.01.2023
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 342.9 Административное право
Введение. Успешная реализация гражданином своего конституционного права возможна только при условии эффективного функционирования действующего механизма по рассмотрению соответствующих видов обращений и реагированию на них. В статье рассмотрены понятие и сущностные признаки заявления как вида обращений в органы государственной власти. Их уяснение является особенно актуальным для органов внутренних дел, поскольку в рассмотрении и разрешении обращений граждан принимают участие сотрудники подразделений и служб на всех уровнях системы МВД России. Методы. Анализ понятия «заявление» как юридического термина, содержание которого раскрывается в норме, закрепленной в административном законодательстве, основан на методологическом подходе об элементах единого метода правового регулирования и производных от них типах правового регулирования, разработанном В. Д. Сорокиным. Этот методологический подход позволил автору сформулировать определение термина «заявление» как вида обращения, предложить классификацию его подвидов, уяснить их правовую природу и содержание. Результаты. Все заявления подразделяются на три подвида: 1) направленные на реализацию дозволений, 2) связанные с нарушением запретов или неисполнением предписаний или 3) обусловленные некачественным исполнением предписаний. Разработанная классификация способствует более глубокому уяснению типологии заявлений, позволяет определить оптимальный порядок их рассмотрения и разрешения с учётом требований, содержащихся в нормативных актах системы МВД России. С опорой на теоретическое наследие В. Д. Сорокина разработано авторское определение теоретической конструкции термина «заявление» на основе элементов единого метода правового регулирования применительно к системе органов внутренних дел.
заявление, единый метод правового регулирования, предписания, запреты, дозволения, типы правового регулирования
1. Женетль С. З. Теоретический анализ основных положений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Административное право. - 2008. - № 4. - С. 62-71.
2. Каплунов А. И. Современные подходы к пониманию административного процесса как результат и основа развития отечественного административно-процессуального законодательства // Сибирское юридическое обозрение. - 2021. - Т. 18. - № 3. - С. 261-276.
3. Капранова Ю. В. Конституционно-правовой институт обращений граждан: отдельные вопросы теории // Юристъ-Правоведъ. - 2018. - № 2 (85). - С. 158-164.
4. Краснорудская М. В., Москалец А. П. Порядок подачи заявлений, писем, жалоб, их рассмотрения и разрешения. - Вып. 1. - Москва: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, 2000. - 44 с.
5. Малявкина Н. В., Алексикова О. Е. Особенности реализации конституционного права граждан Российской Федерации на обращение в органы публичной власти // Вестник Поволжского института управления. - 2019. - Т. 19. - № 2. - С. 20-29.
6. Маркина Э. В. Актуальные вопросы по порядку рассмотрения обращений граждан Российской Федерации с учетом Приказа МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 5. - С. 178-182.
7. Маякова Е. О. Заявление как вид обращения по административному законодательству: понятие и подвиды / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24 марта 2023 года / под общей редакцией А. И. Каплунова, сост.: А. И. Каплунов, А. О. Дрозд, Н. М. Крамаренко, Э. Х. Мамедов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2023. - С. 637-642.
8. Нилов Д. Г. Обращения граждан: понятие и виды // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. - 2010. - № 3. - С. 12-18.
9. Пылин С. В. Проблемы правового обеспечения порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2010. - № 2 (111). - С. 66-70.
10. Савоськин А. В. «Обращения граждан» как правовая категория // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, - 2017. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 85-99.
11. Савоськин А. В. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2014. - № 4 (29). - С. 42-48.
12. Сорокин В. Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. - Москва: Юридическая литература, 1976. - 143 с.
13. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2000. - № 4 (231). - С. 34-45.
14. Сорокин В. Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс (макроуровень). - Санкт-Петербург: Юридический Центр Пресс, 2003. - 661 с.
15. Терентьева К. А. Эффективность института заявления граждан в системе обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан / Право и правопорядок в фокусе научных исследований : сборник научных трудов / под общей редакцией С. Е. Туркулец, Е. В. Листопадовой. - Вып. 1. - Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2020. - С. 378-383.