Распространение экстремизма в молодёжной среде по причине информационного инфантилизма
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. В представленной работе рассматриваются причины развития молодёжного экстремизма. В этом поиске автор предлагает обратить внимание на информационный инфантилизм, характерный для современных молодых людей. Отталкиваясь от тезиса «бытие определяет сознание», автор указывает на объективную реальность активного включения молодых людей в мир виртуальный. Являясь активными пользователями интернета, молодые люди вступают в кибервзаимодействие: общение, обмен информацией как личного, так и группового характера. Специфические особенности виртуального взаимодействия в совокупности с личностной незрелостью приводят к тому, что молодые пользователи, не до конца осознавая правовые последствия своих действий, транслируют вербально или визуально идеи, подпадающие под определение экстремизма, данного в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также становятся жертвами вербовщиков в экстремистские группы, которые активно действуют в информационном пространстве и через общение в социальных сетях, на сайтах знакомств вовлекают молодых людей в преступные группы. Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть в качестве одной из причин распространения экстремизма посредством виртуальной среды информационный инфантилизм. Данный теоретический конструкт предполагает отразить специфику коммуникаций в виртуальной среде и особенности личностей, которые в совокупности создают предпосылки для вовлечения их в экстремистскую деятельность и распространение экстремизма. Методология. Обозначенная проблема рассматривалась через призму психологического знания, позволяющего вскрыть глубинные особенности психологии человека, способствующие вовлечению в экстремистскую деятельность в условиях виртуальной среды. Методы и методики. Основу исследования составили общенаучные методы. Результаты. В ходе теоретического исследования обосновывается понятие «информационный инфантилизм», являющийся одной из причин распространения экстремизма посредством виртуального пространства. Научная новизна: автором вводится термин «информационный инфантилизм», который предлагается рассматривать в качестве одной из психологических причин вовлечения в экстремистскую деятельность и распространение экстремизма. Практическая значимость нового понятия в том, что оно может быть использовано в процессе воспитания молодёжи и в профилактике преступлений экстремистской направленности.

Ключевые слова:
интернет, информационный инфантилизм, киберэкстремизм, максимализм, молодёжный экстремизм, правовой инфантилизм, социальные сети
Список литературы

1. Абрамов А. Э. Молодёжный экстремизм как угроза национальной безопасности России в условиях глобализации // Общество: политика, экономика, право. - 2020. - № 5 (82). - С. 52-55.

2. Андросова М. И., Тимофеева Я. А. Инфантилизм как проблема развития личности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-1. - С. 33-36.

3. Блинова Н. М. Особенности образов партнёров по общению в Интернете и в реальной жизни // Мир науки. Педагогика и психология. - 2016. - Т. 4. - № 4. - С. 1-15.

4. Бураева Л. А. О методах вербовки женщин террористическими организациями посредством сети Интернет // Пробелы в российском законодательстве. - 2018. - № 5. - С. 190-193.

5. Грамматиков В. В. Проявления правового инфантилизма в адвокатской среде // Социально-политические науки. - 2016. - № 2. - С. 158-161.

6. Денисов Д. В. Безопасность в Интернете: защита от внешних угроз // Прикладная информатика. - 2016. - Т. 11.- № 2 (62). - С. 57-64.

7. Душина Т. В., Семкина Е. Н. Особенности проявления идеологии и практики экстремизма и терроризма в современной Российской глобализирующейся действительности // Общество: политика, экономика, право. - 2019. - № 10 (75). - С. 12-15.

8. Жаворонкова Т. В. Использование сети Интернет террористическими и экстремистскими организациями // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 3 (178). - С. 30-36.

9. Ивлиев П. А. Анонимность в интернете: проблемы и особенности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - № 4-2. - С. 6-8.

10. Масликова О. С. Языковые особенности общения в Интернет-пространстве // Инновационная наука. - 2019. - № 9. - С. 69-72.

11. Мураев П. П., Яковлев Д. Н., Шалимова В. В. Особенности профилактики экстремизма в молодёжной среде // Legal Concept. - 2020. - Т. 19. - № 2. - С. 43-49.

12. Нарбут Н. П., Пузанова Ж. В. Антитеррористическое воспитание молодежи: новые вызовы новой эпохи : Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы антиэкстремистского и антитеррористического воспитания молодежи» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2015. - № 4. - С. 181-185.

13. Некрасова Е. В. Информационный аспект экстремизма и терроризма и деструктивные тенденции в СМИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2013. - № 1. - С. 57-66.

14. Радайкин М. Ф. Кратко о проблеме анонимности в сети Интернет // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 2. - С. 25-28.

15. Сундиев И. Ю., Смирнов А. А. Технологии геймификации в экстремистской и террористической деятельности: опыт экспозиции // Научный портал МВД России. - 2021. - № 3 (55). - С. 39-51.

16. Фалкина С. А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в Интернет-сети // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 1 (7). - С. 230-236.

17. Якоба И. А. Интернет как средство социальной коммуникации: особенности виртуального общения // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2011. - № 8 (55). - С. 342-347.

Войти или Создать
* Забыли пароль?