Россия
В статье анализируется одна из актуальных проблем современной образовательной практики – профилактика¬девиантного поведения подростков как необходимое условие прогрессивного и безопасного развития общества в частности и цивилизации в целом. При рассмотрении заявленной темы делается акцент на исследовании феномена девиантного поведения, поскольку эффективное осуществление превентивной воспитательной практики требует более глубокого и всестороннего осмысления сути отклоняющегося поведения. Исходя из этого были изучены основные виды отклоняющегося поведения, его ведущие социально-психологические детерминанты, система наиболее устоявшихся научных подходов к толкованию данной научной категории, а также педагогические стратегии профилактики названного вида поведения. Результативность профилактических мероприятий в решающей степени определяется комплексом применяемых форм и методов педагогической превенции, в связи с чем этот аспект также получил отражение в статье. Отдельное внимание уделено проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, так как именно достижение высокого уровня духовности и нравственности как у отдельно взятой личности, так и общества в целом рассматривается в качестве своего рода безусловного гаранта профилактической работы по предупреждению подростковой девиантности.
профилактика, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, социализация, духовно-нравственное воспитание, превенция
1. Алексеев, С. Л. (2012). Профилактика девиантного поведения молодежи: психолого-правовой аспект. Казанский педагогический журнал, 3(93), 94-102.
2. Бакланова, Н. К., Потапов, Д. А., Бакланов, К. В. (2018). Девиантное поведение подростков: основы профилактики. Наука и школа, 4, 82-86.
3. Гилинский, Я. И. (2012). Девиантность, преступность и социальный контроль в «новом мире». Сборник статей. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Алеф-Пресс».
4. Гореликов, М. И. (2017). Особенности духовно-нравственного воспитания подростка в современных условиях социализации. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 3, 27-34.
5. Зиннуров, Ф. К. (2011). Педагогическая система профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография. Казань: Казанский юридический институт МВД России.
6. Змановская, Е. В. (2013). Структурно-динамическая концепция девиантного поведения. Вестник ТГПУ, 5 (133), 189-195.
7. Клейберг, Ю. А. (2014). Основы психологии девиантного поведения: монография. Москва: Алеф-Пресс.
8. Книжникова, С. В. (2021). Научно-педагогические идеи о профилактике девиантного поведения детей в условиях школы: обзор диссертационных исследований за период 2000-2020 гг. Концепт, 10, 1-18.
9. Лосева, О. А. (2021). Особенности психолого-педагогического сопровождения младших школьников, склонных к девиантному поведению. Наука и реальность/Science & Reality, 3 (7), 29-31.
10. Москвина, Е. В., Миронов, Д. Д. (2016). Коррекционно-развивающая среда специального учебно-воспитательного учреждения как условие ресоциализации подростков делинквентного поведения. Педагогическое образование в России, 3, 76-81.
11. Паатова, М. Э. (2017). Формирование социально-личностной жизнеспособности в процессе социально- педагогической реабилитации девиантных подростков в учреждениях закрытого типа. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 1 (193), 40-45.
12. Смирнов, А. В. (ред.) (2018). Профилактика девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации: коллективная монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет.
13. Самыгин, П. С., Попов, М. Ю., Самыгин, С. И. (2016). Правовая социализация молодежи в условиях кризисного состояния современного российского общества. Вестник РУДН. Серия: Социология, 16(2), 295-303.
14. Соловьянюк-Кротова, В. Г. (2010). Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», 2.
15. Чечикова, И. В. (2022). Педагогическое сопровождение подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних: автореф. … канд. пед. наук. Москва.
16. Шкаев, Д. Г. (2020). Вирусы разума, цифровая религия и мифология девиаций: социально-философское сопоставление. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал, 3, 49-54.
17. Childs, K. K., Davidson, M., Potter, R. H., & Rosky, J. W. (2016). Exploring the Structure of Adolescent Problem Behaviors and the Associated Adult Outcomes. Deviant Behavior, 37:1, 95-113. https://doi.org/10.1080/01639625.2014.983018
18. Gottfredson, M. R. (2018). General Theory and Global Criminology: Childhood Environments, Problem Behaviors, and a Focus on Prevention. Asian Journal of Criminology, 13, 347-365. https://doi.org/10.1007/s11417-018-9275-z
19. Kazdin, A. E. (1987). Conduct disorders in childhood and adolescence. Newbury Park, CA: Sage Publications.
20. Powell, Z. A., Craig, J. M., Piquero, A. R., Baglivio, M. T., & Epps, N. (2019). Delinquent Youth Concentration and Juvenile Recidivism. Deviant Behavior, 42(7), 821-836. https://doi.org/10.1080/01639625.2019.1701622
21. Trinidad, J. E. (2021). Childhood adversity and deviant peers: Considering behavioral selection and cultural socialization pathways. Children and Youth Services Review, 121, 105844. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.105844