г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются психолого-педагогические детерминанты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних с целью предотвращения правонарушений, что, в свою очередь, приведет к снижению уровня подростковой преступности. При этом существенным «идеальным» моментом является посыл, направленный не столько на предотвращение девиантного поведения, сколько на изменение, «перезагрузку» сознания, мировоззрения, мотивов подростка, направленных на формирование здорового полноценного члена общества. Проведен теоретический анализ результатов глубокого и разностороннего исследования девиантного поведения детей, подростков и молодежи, на основании которого сделан вывод о необходимости своевременной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Рассмотрены и проанализированы специфика и сущность превентивной работы, ее функции, проблемы, принципы и основные направления. Автором справедливо отмечено, что для решения поставленных задач необходимо проводить работу прежде всего с родителями (законными представителями), поскольку именно их влияние на ребенка может сыграть ключевую роль в предотвращении развития девиаций. В связи с этим проведен анализ результатов экспериментального исследования по формированию положительных детско-родительских отношений, как условия профилактики отклоняющегося поведения. Предлагаются возможные оптимальные пути профилактики девиантного поведения детей, подростков и молодежи, распространение и внедрение эффективных практик и позитивного опыта в данном направлении.
профилактика, девиантное поведение, несовершеннолетний, возрастные особенности, правосознание, просветительская работа, детско-родительские отношения, ответственность, психолого-педагогическая детерминанта, педагогическое взаимодействие
1. Гилинский, Я. И. (2004). Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные статьи. Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс.
2. Егорова, У. Г. (2014). Просвещение родителей в вопросах профилактики отклоняющегося поведения подростков. Вестник Самарского государственного университета, 9(120), 232-236.
3. Кущенко, Д. Л. (2012). Становление правосознания в подростковом и юношеском возрасте. Психология и психотехника, 3(42), 86-92.
4. Миннегалиев, М. М. (2012). Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков. Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки, 7(111), 213-218.
5. Некрасов, Д. Е., Ханахмедов, А. С., Бадальянц, Э. Ю., Ищук Я. Г., Чистотина, О. Н. и Шкабин, Г. С. (2013). Актуальные вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних подразделениями полиции в Рязанской области: монография. Москва: Московский университет МВД России.
6. Немов, Р. С. (2007). Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. Москва: ВЛАДОС-Пресс.
7. Сердобинцев, К. С. (2011). Взаимодействие общества и власти в контексте проблем модернизации и развития институтов гражданского общества в России. Вопросы философии, 4, 31-40.
8. Филипенко, Е. В. (2022). Психолого-педагогические детерминанты профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: монография. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России.
9. Филипенко, Е. В., Витольник, Г. А., Душкина, Е. В. (2021). Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних как предмет психолого-педагогического анализа. Вестник Уфимского юридического института МВД России, 2 (92), 208-219.