сотрудник с 01.01.2014 по настоящее время
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 159.9 Психология
Проблема определения психологических показателей, свидетельствующих о компетентности или проблемах сотрудников полиции в сфере эмоционально-волевой саморегуляции, актуальна в свете решения задач о соответствии профессионально значимых психологических качеств личности сотрудников полиции требованиям деятельности. Психологические показатели являются маркерами, позволяющими выявить зону риска и определить область развития психологических ресурсов личности для обеспечения эффективного и надёжного функционирования субъекта труда. Решение проблемы мы видим в выявлении показателей компетентности сотрудников полиции в сфере эмоционально-волевой саморегуляции и определении критических маркеров, выступающих в качестве предикторов для коррекционного воздействия. Выборку исследования составили сотрудники полиции, распределённые по значениям показателей нервно-психической адаптации на две группы: адаптированные (n = 76) и дезадаптированные (n = 34). Сбор данных осуществлялся с помощью психодиагностического метода и метода математико-статистической обработки данных. Результаты исследования позволили выявить достоверно значимые маркеры компетентности в сфере эмоционально-волевой саморегуляции, а также критические маркеры, которые позволяют прогнозировать риски нервно-психической дезадаптации сотрудников. В исследовании установлены достоверные различия в профиле личности респондентов двух групп, что свидетельствует о личностных детерминантах, определяющих способности к конструктивному разрешению эмоционально-затруднённых ситуаций. Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности превентивного выявления сотрудников полиции, нуждающихся в коррекционном воздействии с целью развития их способностей к эмоционально-волевой саморегуляции.
компетентность, психологический маркер, сотрудник полиции, эмоционально-волевая саморегуляция, нервно-психическая адаптация, эмоциональный интеллект
1. Суворова О. В. Сорокоумова С. Н., Фрундина М. Н. Личностные детерминанты эмпатии и агрессии современных подростков // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-3. - С. 337-346.
2. Allen J. J., Anderson C. Aggression and violence: Definitions and distinctions / The Wiley handbook of violence and aggression. - UK: John Wiley & Sons, 2017. - P. 4-16. https://www.researchgate.net/publication/323784533.
3. Anderson C. A., Bushman B. J. Human aggression // Annual Review of Psychology. - Iowa State University, Iowa State University. - 2002. - № 53. - Р. 27-51. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.53.100901.135231.
4. Geen R. G. Human aggression / 2nd ed. - Buckingham, UK: Open University Press. 2001. - 169 р.
5. Krahe B. The social psychology of aggression / 2nd ed. - London: Psychology Press, 2013. - 416 р.
6. Pytel-Pandey D. Agresja językowa wyrażona dyrektywnymi aktami mowy (żądania) / 2nd ed. Wrocław: Slavica Wratislaviensia, 2021. - Tom 174. - Р. 151-161. https://doi.org/10.19195/0137-1150.174.12.
7. Griffin S., Bernard Th. Angry Aggression Among Police Officers // Police Quarterly. - 2003. - № 6. - Р. 3-21. DOI:https://doi.org/10.1177/1098611102250365.
8. Roberton T., Daffern M., Bucks R. Emotion regulation and aggression // Aggression and Violent Behavior. - 2012. - № 17. - Р. 72-82. https://doi.org/10.1016/j.avb.2011.09.006.
9. Гончарова Н. А. Влияние изменений методов управления персоналом на проявления агрессивности и конфликтности сотрудников // Modern Science. - 2021. - № 1-1. - С. 372-375.
10. Bakker A. B., Heuven E. Emotional dissonance, burnout, and in-role performance among nurses and police officers // International Journal of Stress Management. - 2006. - № 13 (4). - Р. 423-440.
11. Hochschild A. R. The managed heart: Commercialization of human feeling / 20th ed. - Berkeley, CA: University of California Press. - 2003. -327 р.
12. O’Neill J. L., Cushing M. A. The impact of shift work on police officers. - Washington, D.C.: Police Executive Research Forum, 1991. - 84 р.
13. Крук В. М., Федотов А. Ю. Психологические особенности овладения специалистом технологией саморегуляции в рамках обеспечения профессиональной надёжности // Психология обучения. - 2021. - № 2. - С. 47-54.
14. Черемисова И. В., Гапонова С. А. Личностные факторы готовности обучающихся к профессиональной деятельности по оказанию помощи пострадавшим в экстремальной ситуации // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1 (50). - С. 30-35.
15. Караваев А. Ф. Социально-психологические аспекты служебной деятельности молодых сотрудников и их профессиональное становление в адаптационный период // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1996. - № 2 (4). - С. 8−13.
16. Рыбников В. Ю., Ашанина Е. Н. Психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных профессий // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 2 (37). - С. 46-50.
17. Кубышко В. Л., Вахнина В. В., Крук В. М., Федотов А. Ю. Психологическое обеспечение стрессоустойчивости как элемента профессиональной надёжности специалиста силовых структур // Психология и право. - 2020. - Том 10. - № 2. - С. 167-178.
18. Ходова Е. А., Гончарова Н. А., Столяренко А. М. Технология компетентностного подхода в обеспечении деятельности вневедомственной охраны войск национальной гвардии России // Психо-педагогика в правоохранительных органах. - 2019. - Т. 24. - № 4 (79). С. - 354-361. https://doi.org/10.24411/1999-6241-2019-13001.