Россия
с 01.01.2016 по настоящее время
Россия
УДК 37.013 Общая теория воспитания и обучения. Отдельные направления педагогики
современной России произошли существенные изменения в процессе социализации подрастающих поколений. В частности, выросло количество и многообразие микрофакторов социализации, их взаимосвязи, и взаимовлияния с мезо- и макрофакторами социализации также претерпели существенные изменения. Это в том числе привело к тому, что специалисты социальной сферы испытывают трудности в своей работе, направленной на придание позитивного характера влиянию факторов социализации на становление детей, подростков, юношей, девушек. В частности, особые трудности связаны с созданием условий для позитивной социализации в сообществе микросоциумов. Эти трудности во многом определяются недостаточной эмпирической исследованностью и теоретической проработанностью проблемы сообщества микросоциумов как микрофактора социализации подрастающих поколений. Недостаточная изученность и практическая востребованность определяют актуальность предлагаемой статьи, целью которой является постановка проблемы изучения сообщества микросоциума как социально-педагогического феномена. Сообщества микросоциумов имеют общие, особенные и единичные характеристики, соотношение которых в каждом конкретном случае во многом определяют характер и интенсивность их позитивного и негативного влияния на социализацию детей, подростков, юношей и девушек. Представленные в статье материалы внесут определённый вклад в теории социализации и социального воспитания, расширят предметное и понятийное поле социальной педагогики, позволят уточнить ряд положений социальной психологии воспитания.
сообщество, микросоциум, физическая среда, локализация, социальные отношения
1. Гейжан Н. Ф., Витольник Г. А. Технология проектирования воспитательной среды в образовательных организациях МВД России // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50-3. - С. 32-40.
2. Душкин А. С. Факторы, влияющие на социально-психологический климат в служебных коллективах органов внутренних дел / Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: состояние, проблемы и пути совершенствования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 16 декабря 2015 года / Краснодарский университет МВД России. - Краснодар: Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. - С. 47-49.
3. Илакавичус М. Р., Селин П. В. Теоретические основы развития сообщества воспитателей в непрерывном профессиональном образовании сотрудников и педагогических работников суворовских военных училищ МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2021. - № 3 (93). - С. 151-159.
4. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации : монография. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016. - 256 с.
5. Никитский М. В. Междисциплинарный анализ и социально-педагогический контекст понятия «городской образ жизни» // Педагогическое образование и наука - 2016. - № 4. - С. 22-26.
6. Никитский М. В., Никитская Е. А. Сообщество микросоциума как социально-педагогический феномен: постановка проблемы // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки. - 2020. - № 2 (52). - С. 33-37.
7. Bell C. & Newby H. (1971). Community Studies: An Introduction to the Sociology of the Local Community.262 p. https://doi.org/10.4324/9781003213765
8. Bourke A. Y. Community// Encyclopedia of Urban Studies / Ed. by Ray Hutchinson. Z., NV. Sage, 2010.
9. Elias, N. (1974), Foreword: Towards a Theory of Communities, in C. Bell, H. Newby (editors), The Sociology of Community, London: Frank Cass, pp. IX-XLI.
10. Hillery G. A. Jr. Definitions of Community: Areas of Agreement // Rural Sociology, 1955, vol. 20, № 2, pp.111-123.