аспирант с 01.01.2020 по 01.01.2021
Россия
УДК 15 Психология
ГРНТИ 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология
статье представлены результаты эмпирического исследования жизнестойкости подростков 14–17 лет с устойчивым противоправным поведением (n = 118) в сравнении с их сверстниками, демонстрирующими условно нормативное поведение (n = 117). Оценка жизнестойкости осуществлялась с помощью краткой версии Теста жизнестойкости Е. И. Рассказовой и Е. Н. Осина. Установлено, что для подростков с устойчивым противоправным поведением характерны более низкие показатели жизнестойкости в сравнении с подростками с условно нормативным поведением, причём эта тенденция проявляется при анализе как суммарного показателя жизнестойкости, так и её отдельных компонентов. Анализ изменений суммарного показателя жизнестойкости и её отдельных компонентов, выполненный с помощью метода поперечных срезов, показал, что для подростков с устойчивым противоправным поведением характерно последовательное возрастание показателей жизнестойкости, тогда как для подростков, составивших группу сравнения, – снижение. Анализ гендерных различий позволил установить, что тенденция к возрастанию показателей жизнестойкости в группе подростков с устойчивым противоправным поведением характерна для девочек, тогда как жизнестойкость мальчиков, составивших данную группу, снижается по мере взросления так же, как и у их сверстников с условно нормативным поведением. Обсуждается необходимость дифференцированного подхода к психологическому сопровождению становления личности мальчиков и девочек с устойчивым противоправным поведением.
жизнестойкость, подростки, устойчивое противоправное поведение, условно нормативное поведение, возрастная динамика, гендерные особенности
1. Хасанова Р. Р. Динамика преступности несовершеннолетних в России // Экономическое развитие России. - 2019. - Т. 26. - №. 11. - С. 68-73.
2. Теунаев А. С., Дубова М. Е. Новый взгляд на качественно-количественные показатели подростковой преступности в России // Юридические исследования. - 2021. - № 2. - C. 44-68. doi:https://doi.org/10.25136/2409-7136.2021.2.34667
3. Hodgkinson R., Beattie S., Roberts R., Hardy L. Psychological Resilience Interventions to Reduce Recidivism in Young People: A Systematic Review // Adolescent Research Review. - 2020. doi: 10.1007/ s40894-020-00138-x
4. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - Москва: Смысл, 2006. - 63 с.
5. Япарова О. Г. Особенности проявления жизнестойкости у подростков с разным уровнем агрессивности // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2015. - № 4 (32). - С. 55-59.
6. Евсеенкова Е. В., Борисенка Ю. В. Взаимосвязь риска аутодеструктивного поведения старших подростков с уровнем жизнестойкости // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». - 2020. - № 3 (42). - С. 54-62. doi:https://doi.org/10.18323/2221-5662- 2020-3-54-62
7. Andronnikova O. O. On the relationship between uncertainty tolerance and hardiness in adolescents // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2021. - № 14 (3). - С. 320-326. doi:https://doi.org/10.17516/1997-1370-0723
8. Abdollahi A., Talib M. A., Yaacob S. N., Ismail Z. Emotional intelligence, hardiness, and smoking: Protective factors among adolescents // Journal of Child & Adolescent Substance Abuse. - 2016. - № 25 (1). - С. 11-17.
9. Одинцова М. А. Стресспреодолевающее поведение старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости // Известия Саратовского университета. Новая серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2016. - Т. 16. - Вып. 2. - С. 191-198. doi:https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-2-191-198
10. Dolgova V. I., Rokitskaya J., Kapitanets E., Shayakhmetova V. Study of hardiness in adolescents and its interrelation with coping behavior // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2019. - Pp. 298-305. doi:https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.32
11. Рожней Д. А. Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2018. - № 2 (41). - С. 159-166.
12. Кравцова Т. М. Особенности строения картины мира девиантных подростков (на примере детей-сирот и подростков с криминальным поведением) // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 46. - С. 96-107.
13. Прирезова Д. А., Гроголева О. Ю. Несовершеннолетние осужденные подростки: особенности жизнестойкости, склонность к суицидальному риску и сфера интересов / Межведомственный подход к сопровождению личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: теория и лучшие практики : материалы Международной научно-практической конференции, Иркутск, 30 октября 2020 года. - Иркутск: Типография «Иркут», 2020. - С. 234-241.
14. Raje D., Srivastava N. A study of emotional maturity and resilience among the juvenile delinquents and non-juvenile delinquents // Indian Journal of Health and Wellbeing. - 2014. - Vol. 5 (9). - Pр. 1078-1080.
15. Malkin V., Rogaleva L., Kim A., Khon N. The hardiness of adolescents in various social groups // Frontiers in psychology. - 2019. - Vol. 10. - Art. 2427. doi:https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.02427
16. Горьковая И. А., Исаченко Т. В., Шмыгарева В. В. Влияние макросоциальных условий на жизнестойкость подростков // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19963 (дата обращения: 07.06.2021).
17. Sinha J. R. Psychological hardiness among adolescents // International Journal of Indian Psychology. - 2018. - Vol. 6 (2). - Pр. 190-194. doi:https://doi.org/10.25215/0602.020
18. Одинцова М. А. Стресспреодолевающее поведение старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости // Известия Саратовского университета. Новая серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2016. - Т. 16. - Вып. 2. - С. 191-198. doi:https://doi.org/10.18500/1819-7671-2016-16-2-191-198
19. Kuzmin M. Y., Konopak I. A. Distinctive features of adolescent hardiness in families of different composition // Psychology in Russia: State of the Art. - 2016. - Vol. 9(3). - Pp. 95-102. doi:https://doi.org/10.11621/pir.2016.0306
20. Зубова Л. В., Аптикиева Л. Р. К вопросу гендерных различий в проявлении преступности несовершеннолетних (на примере Оренбургской области) // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. - № 1 (213). - С. 25-31.
21. Купченко В. Е. Возрастные особенности жизнестойкости у лиц с различными типами жизненной стратегии // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2014. - № 1. - С. 17-23.
22. Путилова О. В., Виндекер О. С., Лиходед А. А. Возрастные особенности самоактуализации и жизнестойкости у женщин // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 «Проблемы образования, науки и культуры». - 2018. - Т. 24. - № 1 (171). - С. 104-113.
23. Осин Е. Н., Рассказова Е. И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия № 14 «Психология». - 2013. - № 2. - С. 147-165.
24. Горьковая И. А., Микляева А. В. Социально-психологические факторы жизнестойкости подростков с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. - 186 с.
25. Бахвалова Е. В. Гендерные особенности взаимосвязи коммуникативных характеристик и адаптации воспитанников детского дома // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». - 2018. - № 3 (34). - С. 51-57.