Россия
УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.81 Криминология
ОКСО 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
ОКСО 40.05.02 Правоохранительная деятельность
ББК 6751 Криминология
ТБК 758 Уголовное право. Криминалистика. Криминология
ТБК 7587 Криминология
Современная онлайн-культура вызывает трансформации в важнейших сферах жизни человека, имеющих как позитивное, так и негативное воздействие. В настоящее время значительную роль на формирование мировоззрения и социализацию подрастающего поколения оказывает глобализация и стремительный рост количества пользователей интернета. В данной статье раскрывается проблема распространения радикальных идей такого субкультурного течения как «колумбайн» (скулшутинг), что является одной из крайних форм проявления деструктивного поведения. Рассматриваются случаи нападения на образовательные учреждения в России и за рубежом, дана оценка произошедшим событиям, проанализирована деятельность скулшутеров. Называется ряд причин и факторов, способствующих вовлечению несовершеннолетних в деструктивные группы, которые впоследствии готовят из своих участников адептов «колумбайна». Анализируются пять стадий, которые проходит потенциальный скулшутер, накапливая «деформации»: хроническая деформация, неконтролируемая деформация, острое напряжение, стадия планирования и стадия осуществления. Подробно раскрываются психологические аспекты каждой из них. В рамках проведённого контент-анализа информационного пространства сети Интернет были сделаны определённые выводы по распространению радикального идейного движения «колумбайн». Рассматриваются профилактические меры, а также даются некоторые рекомендации по повышению их эффективности.
скулшутинг, «колумбайн», нападения в школах, массовое убийство, несовершеннолетние, деформация, деструктивный контент
1. Гончаров Л. А. «Колумбайн» и скулшутинг в структуре молодёжного экстремизма и терроризма // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2019. - № 2. - C. 29-31.
2. Иванченко Р. Б., Польшиков А. В. Медико-социологические, уголовно-правовые и криминологические аспекты понятия «криминальный суицид» // Вестник Воронежского института МВД России. - 2017. - № 4. - С. 45-51.
3. Иванченко Р. Б., Польшиков А. В. Состояние, факторы, предупреждение школьного насилия: экспертный взгляд // Вестник Воронежского института МВД России. - 2015. - № 4. - С. 34-39.
4. Карпов В. О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2018. - № 4(34). - С. 442-446.
5. Киселев С. С. От понимания девиантного поведения подростка к реализации принудительных мер воспитательного воздействия // Вестник Воронежского института МВД России. - 2018. - № 4. - С. 183-191.
6. Малова Е. О. Современные реалии асоциальных проявлений подростков в интернет-пространстве // Инновационное развитие профессионального образования. - 2020. - № 2 (26). - С. 107-114.
7. Сапрыкин В. А. Деструктивное поведение молодёжи в условиях информационной войны: колумбайн-вызовы и меры преодоления // Теория и практика общественного развития. - 2019. - № 1 (131). - С. 18-21.
8. Сташкевич И. Р. Цифровизация как вызов образованию / Развитие личности в условиях цифровой трансформации : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. «Среднее профессиональное образование в информационном обществе» (г. Копейск, 31 января 2020 г.). - Челябинск : Изд-во ГБУ ДПО ЧИРПО, 2020. - С. 18-23.
9. Ferguson C. J., Coulson M. & Barnett J. (2011). Psychological Profiles of School Shooters: Positive Directions and One Big Wrong Turn // Journal of Police Crisis Negotiations, 11 (2). - P. 141-158.
10. Levin J. & Madfis E. (2009). Mass Murder at School and Cumulative Strain A Sequential Model // American Behavioral Scientist, 52 (9), - P. 1227-1245.
11. Vossekuil B., Fein R. A., Reddy M., Borum R. & Modzeleski W. (2002). The final report and findings of the Safe School Initiative: Implications for the prevention of school attacks in the United States. Washington, D.C.: U.S. Department of Education, Office of Elementary and Secondary Education, Safe and Drug-Free Schools Program and U.S. Secret Service, National Threat Assessment Center. Retrieved from: http://www.secretservice.gov/ntac/ ssi_final_report.pdf. (accessed: 25.11.2020).