г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Россия
УДК 15 Психология
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
Статья представляет анализ опыта дистанционного обучения в условиях самоизоляции, полученного весной 2020 года в образовательных организациях высшего образования. Опрос обучающихся в первые дни перехода на онлайн-обучение и через три месяца работы в данном режиме позволил выявить наиболее распространённые затруднения, проявленные в субъективных оценках курсантов и преподавателей образовательной организации высшего образования. Выявлены четыре группы затруднений, которые, по мнению обучающихся, снижают не только продуктивность работы в процессе вынужденного дистанционного обучения, но и удовлетворенность такой формой обучения: трудности, связанные со снижением мотивации, креативности, ценности профессионального обучения; трудности в понимании и выполнении заданий; пользовательские трудности при работе с компьютером; трудности технического характера, связанные с неудовлетворительной работой компьютера или интернета. Приведены количественные характеристики каждой группы затруднений, обсуждаются их вероятные причины и пути поддержки обучающихся. Приведены некоторые данные опроса обучающихся и преподавателей через три месяца обучения в режиме самоизоляции. Приводится ряд данных о психологических причинах субъективных трудностей обучающихся.
дистанционное обучение в высшей школе, обучение в условиях самоизоляции, субъективные оценки затруднений в онлайн обучении
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of Science. - 2013. - № 1. - С. 14-20.
2. Балакин М. А. Психолого-педагогические проблемы дистанционного образования // Педагогическое обозрение. - 2005. - № 1. - С. 99-107.
3. Козлова Д. А. Дистанционное обучение как инновационный подход в реализации непрерывного образования // Вестник ТГПИ. - 2013. - Спецвыпуск № 1. - С. 36-40.
4. Куликова Е. В. Анализ факторов, сопутствующих дистанционному обучению в вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. - № 4 (24). - С. 143-150.
5. Куликова Е. В., Сорока Е. Г. Дистанционное обучение как технологическое решение электронно-образовательной среды вуза // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2017. - № 1 (21). - С. 108-113.
6. Курицына Г. А. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2016. - № 2. - С. 26-39.
7. Миронова Е. В. Сравнительный анализ организации учебного процесса очного и дистанционного обучения // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2015. - № 5 (68). - С. 261-263.
8. Овсянников В. И. Дистанционное образование в России: миф или реальная перспектива // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 4-6.
9. Петровский А. А. Обучение персонала с применением дистанционных технологий // Профессиональная ориентация. - 2017. - № 1. - С. 308-313.
10. Пидкасистый П. И., Тыщенко О. Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. - 2000. - № 5. - С. 7-12.
11. Солдаткин В. И. Электронная педагогика: основания и проблемы // Байкальский психологический и педагогический журнал. -2003. - № 1. - С. 61-70.
12. Стегний В. Н., Черновалов Г. А. Преподаватель высшей школы и дистанционное образование // Высшее образование в России. - 2011. - № 7. - С. 94-97.
13. Троян Г. М. Применение универсальных подходов для улучшения качества дистанционного образования // Открытое образование. - 2004. - № 2. - С. 37-47.
14. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Избранные пед. соч.в 2-х тт. - Т. 1. - Москва: Педагогика, 1974. - С. 124-144.