Россия
Санкт-Петербург, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
ОКСО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
ОКСО 44.03.04 Профессиональное обучение (по отрослям)
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
Адаптация к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в период профессионального обучения является важным условием успешности дальнейшей профессиональной деятельности, определяющим эффективность и надёжность субъекта в выполнении оперативно-служебных задач. Актуальным направлением в исследовании различных аспектов адаптации к профессиональной деятельности является соотношение системы личностных ценностей и мотивов с нормами и ценностями профессиональной среды, их динамика в процессе адаптации к профессиональной деятельности, что подтверждается в теоретических и эмпирических исследованиях. В статье представлены результаты эмпирического исследования динамики ценностно-мотивационной сферы личности сотрудников органов внутренних дел в процессе профессионального обучения как общей выборки, так и разделением по уровню личностного адаптационногопотенциала. Статистический анализ позволил установить достоверно значимые различия мотивационной направленности личности, характерные как для общей выборки, так и для отдельных групп. Установлено, что к окончанию профессионального обучения сотрудники с высоким уровнем адаптационного потенциала характеризуются изменениями в ценностно-смысловой и мотивационной сфере, что способствует более активному межличностному взаимодействию, успешному вхождению в профессиональную среду и стремлению к повышению уровня образования и получению новых профессиональных компетенций. Для сотрудников с низким адаптационным потенциалом характерно стремление к скорейшему завершению обучения и снижению значимости профессиональной деятельности и престижа службы. Показатели динамики ценностно-мотивационной сферы личности сотрудников в процессе профессионального обучения свидетельствуют о важности данного этапа в адаптации к профессиональной деятельности и необходимости психолого-педагогического сопровождения сотрудников, вновь принимаемых на службу в органы внутренних дел.
профессиональное обучение, адаптация к профессиональной деятельности, личностный адаптационный потенциал, мотивационная направленность, ценностно-смысловая сфера
1. Виноградов М. В., Ульянина О. А. Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России (Ч. 2) // Психология и право. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 245-260; doihttps://doi.org/10.17759/psylaw.2019090318.
2. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 399 с.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность - Москва: Политиздат, 1977. - 304 с.
4. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». - 1996. - № 4. - С. 35-44.
5. Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 456 с.
6. Абульханова-Славская К. А. Ценности в кризисном социуме (Заседание «Круглого стола» в Институте психологии АН СССР) // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 6. - С. 167-174.
7. Гончарова Н. А. Аксиологическое содержание карьерных ориентаций личности // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51 (2). - С. 318-324.
8. Щеголева Т. В., Марьин М. И. Система ценностей сотрудников органов внутренних дел как фактор регуляции служебного поведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2019. - Т. 24. - № 3 (78). - С. 289-293; doi: 10. 24411/1999-6241-2019-13007.
9. Белов В. В., Лаврищева А. В. Теоретические аспекты исследования развития ценностно-смысловой сферы в период ранней и средней взрослости // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2019. - № 4. - С. 88-98.
10. Маркова А. К. Психология профессионализма. - Москва: Знание, 1996. - 312 с.
11. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 172 с.