УДК 34 Право. Юридические науки
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
В статье рассматривается проблема определённости правопознания в контексте эволюции юснатурализма. Отмечается, что категория определённости по-разному понималась представителями различных научных школ и направлений теоретико-правовой мысли. Однако классические доктрины были в большей степени солидарны в том, что определённость необходима в качестве исходного принципа познания правовой действительности, в отличие от релятивистских постклассических теорий, взявших диаметрально потивоположный принцип в качестве методологического основания, а именно «неопределённость». В статье актуализируется понимание того, что юснатурализм как классический тип правопонимания имеет внутреннюю логику развития. Отмечается, что современные теории «возрожденного естественного права», в целом оставаясь в рамках естественно-правовых представлений, всё же преодолевают дуализм и параллелизм систем естественного и позитивного права. В онтологии современный юснатурализм признает человеческую сконструированность права, участие субъекта в постоянном воспроизводстве правовой реальности; в гносеологии – признает включённость субъекта в процесс познания, отказ от абсолютизации «законодательного» разума и переход к интерпретативному «коммуникативному» разуму; в аксиологии – отстаивает социокультурную конкретизацию, в том числе и в действующей правовой системе. В статье актуализируется идея интерсубъективности права как интегрирующая различные аспекты правопознания и действия права, ориентирующая на выявление смысла права не с точки зрения одномерной моносубъектности (индивида или гомогенного общества), а в диалогичной (полилогичной) интерсубъектности – во взаимодействии субъектов правового общения. Признание динамизма права, актуализации права в правоприменительной деятельности проблематизирует идею определённости в правопознании, но уже на новой, человекоцентристской методологической и теоретической основе.
естественное право, определённость, неопределённость, классические теории, постмодернизм, позитивное право, человекомерность
1. Алекси Р. Между позитивизмом и непозитивизмом? Третий ответ Евгению Булыгину / Булыгин Е. В. Избранные работы по теории и философии права. - Санкт-Петербург: Алеф-Пресс, 2016. - С. 41-428.
2. Алекси Р. Существование прав человека // Правоведение. - 2011. - № 4. - С. 21-31.
3. Джохадзе Д. В. Античный диалог и диалектика // Философия и общество. - 2012. - № 2. - С. 23-45.
4. Кауфманн А. Онтологическая структура права // Российский ежегодник теории права. - 2008. - № 1. - С. 151-174.
5. Ломакина И. Б. Постижение правовой действительности: от научной традиции к символическому универсуму // Российский журнал правовых исследований. - 2019. - № 3 (20). - С. 23-29.
6. Максимов С. И. Правовая реальность: опыт философского осмысления : монография. - Харьков: Право, 2002. - 327 с.
7. Музяков С. И. Античный скептицизм и современная философия науки: диалог сквозь тысячелетия // Общество: философия, история, культура. - 2015. - № 3. - С. 8-16.
8. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. - Москва: ООО «Изд. ACT», ЗАО НПЛ «Ермак», 2004. - 640 с.
9. Ролз Дж. Теория справедливости / науч. ред. В.В. Целищев. - Новосибирск: Изд. Новосибирского ун-та, 1995. - 507 с.
10. Талеб Н. Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости / 2-е изд., доп. / пер. с англ. - Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. - 736 с.
11. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - Санкт-Петербург: Наука, 2001. - 320 с.
12. Хабермас Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии. - 2012. - № 2. - С. 66-80.
13. Честнов И. Л. Постклассическая теория права. - Санкт-Петербург: Алеф-Пресс, 2012. - 650 с.