аспирант
Россия
ВАК 12.00.00 Юриспруденция
ВАК 13.00.00 Педагогика
ВАК 19.00.00 Психология
УДК 34 Право. Юридические науки
УДК 15 Психология
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
Статья посвящена вопросам нормативных оснований становления и эволюции правоохранительной системы Республики Таджикистан. В государственно-правовой системе Республики Таджикистан после обретения национальной независимости начали формироваться новые механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Автор исходит из того, что в условиях ускоренного развития процессов глобализации и вовлечённости государств в наднациональные интегративные процессы существует необходимость совершенствования государственно-правовой системы, в первую очередь правоохранительной. Определены нормативные основания реформы правоохранительной системы и основные направления осуществления государственных программ, направленных на усиление борьбы с преступностью, укрепление законности и правопорядка, противодействие коррупции, обеспечение эффективного функционирования судебно-правовой системы и органов внутренних дел. Автор приходит к выводу, что реформирование правоохранительной системы способствует укреплению внутренней устойчивости и международного положения Республики Таджикистан.
правоохранительная система Республики Таджикистан, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина, реформа правоохранительной системы, государственные стратегии и программы, обеспечение политической и социальной стабильности
Развитие современного общества требует совершенствования государственно-правовых систем с учетом детерминант социальной эволюции в XXI в. – глобализации, роста темпов экономического развития, увеличения вовлеченности государств в наднациональные интегративные процессы. Разнонаправленные векторы развития, нацеленные на международную интеграцию и универсализацию, с одной стороны, и сохранение национальной самобытности – с другой, акцентируют внимание на необходимости трансформации государственно-правовых структур и формирования у них способности гармонизировать противоречивые процессы глобализации, обеспечить экономическую и политическую стабильность для граждан своей страны, гарантировать социальную справедливость и комфортное существование всего общества. Важное место в таких трансформациях должно занять развитие правоохранительной системы – важнейшего структурно-функционального элемента механизма национального государства [6, с. 6–13; 5, с. 21–27], обеспечивающего и национальную безопасность государства, и стабильность внутреннего развития, и реализацию прав и свобод человека, и гражданина [6, с. 6–13; 5, с. 21–27; 9, с. 9–11; 10, с. 246–269].
С конца XX в. серьезные трансформации правоохранительной системы происходят в государственно-правовой системе современного Таджикистана. В Республике Таджикистан после обретения ею государственного суверенитета (1991 г.) начали формироваться новые механизмы обеспечения внутренней безопасности, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Правоохранительная система, отражающая всю совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных посягательств [3, с. 22], начала складываться в Республике Таджикистан на основе норм и принципов, закрепленных в Конституции Республики Таджикистан (1994 г.) и с учётом особенностей исторического и социально-культурного опыта регулирования общественных отношений в Таджикистане [8, с. 182?188]. Создание основ организации и функционирования правоохранительной системы, соответствующих современному уровню задач по обеспечению внешней и внутренней безопасности государства, должно способствовать повышению эффективности государственного управления и решению задач по обеспечению и защите прав и свобод личности, общества и государства [7, с. 13–26].
Указом Президента Республики Таджикистан «О мерах по усилению борьбы с преступностью, укреплению законности и правопорядка» от 23 сентября 1995 г. № 341 была утверждена «Государственная программа по усилению борьбы с преступностью на 1996?1997 гг.», которая 4 ноября 1995 г. была принята парламентом – Маджлиси Оли Республики Таджикистан1. Программа определила основные сферы функционирования правоохранительной системы, к числу которых были отнесены: борьба с организованной преступностью, терроризмом и бандитизмом, наркобизнесом; обеспечение контроля за оружием, традиционными видами преступлений, экономическими преступлениями и коррупцией; профилактика правонарушений; усиление борьбы с преступлениями в Вооруженных силах Республики Таджикистан; организация международного сотрудничества в борьбе с преступностью.
Одним из важнейших результатов осуществления комплекса мер по усилению борьбы с преступностью в 1996?1997 гг. стало постепенное снижение уровня преступности в стране: если в 1995 г. было зарегистрировано 14 530 преступлений (10 293 – средней тяжести, 870 – тяжких и 3361 – особо тяжких); в 1996 г. ? 13 388 преступлений (8781 – средней тяжести; 910 – тяжких; 3679 – особо тяжких); в 1997 г. ? 13 201 преступлений (8479 средней тяжести; 987 тяжких; 3735 особо тяжких), а в 1998 г. ? 13 161 преступлений (6152 – средней тяжести; 2950 – тяжких; 3455 – особо тяжких)2.
Новый этап совершенствования правоохранительной системы государства был связан с принятием «Государственной программы борьбы с преступностью в Республике Таджикистан на 2008–2015 гг.»3. Программа отмечала снижение количества преступлений: в 2001 г. – 14117 зарегистрированных преступлений, в 2004 г. – 11 037. Наряду с тенденцией снижения общего уровня преступности в Республике наблюдался процесс роста отдельных видов преступлений: количество умышленных убийств увеличилось на 48,6 %, число покушений на убийство – на 39,4 %, разбоев – на 37,1 %, преступлений с использованием огнестрельного оружия – на 107,1 %, изнасилований – на 3,7 %, попыток изнасилования – на 5,6 %4. При этом раскрытых преступлений с каждым годом становилось все больше: в 2001 г. раскрыты были 69,2 % преступлений, в 2004 г. – 80,5 %, в 2008 – 86,6 % от общего числа зарегистрированных преступлений5.
Программа предусматривала осуществление ряда практических задач, направленных на усиление борьбы с преступностью, часть которых впоследствии нашли отражение в краткосрочных планах и стратегиях государственных правоохранительных органов, в частности:
– совершенствование национального законодательства, разработка новых нормативных правовых актов, регулирующих правоохранительную деятельность;
– формирование системы эффективного противодействия преступности и её профилактики;
– осуществление действенных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на противодействие преступности;
– привлечение государственных органов, институтов гражданского общества и граждан к работе по предотвращению и пересечению преступности;
– улучшение материально-технического и кадрового обеспечения правоохранительных органов, повышение квалификации и переподготовка сотрудников правоохранительных органов;
– организация, развитие и расширение международного сотрудничества, направленного на противодействие преступности.
Одним из основных направлений реализации «Государственной программы борьбы с преступностью в Республике Таджикистан на 2008–2015 гг.» было противодействие коррупции. Правительство страны 26 января 2008 г. приняло Постановление «О стратегии борьбы с коррупцией в Республике Таджикистан», которым были закреплены основные принципы антикоррупционной деятельности6. Стратегия борьбы с коррупцией в Республике Таджикистан на 2008–2012 гг. предусматривала меры по повышению активности участия населения в борьбе с коррупцией, созданию атмосферы нетерпимости к коррупции и устранению причин и условий, способствующих ей, а также активное международное сотрудничество и взаимопомощь в рамках координации борьбы с коррупцией на международном уровне. Стратегия была направлена на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, государства и общества от коррупции; совершенствование нормативной правовой базы по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, оптимизацию форм, методов, средств противодействия коррупции. Несмотря на предпринимаемые меры по борьбе с коррупционными явлениями, в жизни современного таджикского общества случаи коррупционного поведения не стали редкостью. Президент Таджикистана Э. Рахмон подчеркивал, что имеет место рост «…преступлений, имеющих коррупционный характер, со стороны государственных служащих, работников правоохранительных органов и военных структур»7. Рост коррупционных преступлений чиновников органов исполнительной власти в 2017 г. составил 25 % по сравнению с предыдущим годом. Особенно широкий размах получила коррупция в сфере землепользования: «только в течение более 10 лет было раскрыто почти 1300 преступлений касательно земли, имеющих коррупционный характер»8. Решение вопросов коррупции – перспектива таджикского государства.
Совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Таджикистан должна была способствовать «Концепция прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан», утверждённая Указом Президента Республики Таджикистан от 19 февраля 2011 г.9 В Концепции были выделены приоритетные направления деятельности государственных органов, которые требуют нормативного регулирования и совершенствования законодательства. В их числе:
? защита прав и свобод личности и гражданина, государственного суверенитета, национальных интересов и безопасности;
? обеспечение верховенства закона и правопорядка;
? совершенствование правовой реформы с учётом развития общества, повышения профессиональных знаний и правовой культуры;
? дальнейшее развитие демократических институтов, в частности, политического плюрализма, свободы слова, совершенствования различных аспектов гражданского общества;
– усиление борьбы с преступностью, в частности, с терроризмом, экстремизмом, коррупцией, незаконным оборотом наркотиков, организованной транснациональной преступностью10.
На основе «Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан» было принято шесть государственных программ, в том числе в области государственного устройства, развития и реформы правоохранительных органов, обороны и безопасности, в сфере финансов, налогообложения, таможенной и банковской деятельности, а также в области правового обеспечения международных отношений, направленных на укрепление суверенного государства [4, с. 128].
Целью «Программы судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан на 2011?2013 гг.»11, разработанной в контексте «Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан», являлось: дальнейшее укрепление судебной власти; повышение роли суда в защите прав и свобод человека и гражданина, законных интересов государства, учреждений, предприятий и других организаций; усовершенствование судебной системы и её деятельности; улучшение материально-правового положения судебных органов и судей; совершенствование законодательства, закреплявшего организацию и функционирование судебных органов12.
Программа предусматривала совершенствование структуры судебных органов, расширение их полномочий и обеспечение прозрачности их деятельности, требовала установления более высоких квалификационных требований при назначении и выборе судей, повышении их профессионального уровня. В Программе было отмечено, что практика деятельности Военной коллегии Верховного Суда Республики Таджикистан не соответствует конституционному принципу независимости судей, поскольку по степени воинского звания судьи как военнослужащие находятся в ведении Министерства обороны. Поэтому необходима демилитаризация статуса судей и сотрудников аппарата военных судов.
В ходе реализации основных положений Программы были приняты новые редакции конституционных законов Республики Таджикистан «О Конституционном суде Республики Таджикистан»13, «О судах Республики Таджикистан»14.
Действие Программы было продлено посредством утверждения «Программы судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан на 2015–2017 годы»15, в которой отмечалось, что интенсивное развитие различных сфер жизни общества обусловило увеличение числа гражданских, семейных, экономических, уголовных дел и дел об административных правонарушениях и привело к увеличению нагрузки на судей, которое весьма негативно отразилось на своевременности и качестве рассмотрения дел. В силу этого в Программе были поставлены задачи:
– совершенствования структуры и деятельности Верховного Суда Республики Таджикистан, Высшего экономического суда Республики Таджикистан, судов Горно-Бадахшанской автономной области, областей и города Душанбе;
– проведения реформы деятельности судебной системы, касающейся рассмотрения дел об уголовных преступлениях и административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними;
– материально-технического обеспечения судов и социальной защиты судей и работников аппарата судов.
Важным звеном совершенствования правоохранительной системы государства должна была стать реформа милиции. Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон, обращаясь с Посланием к Маджлиси Оли Республики Таджикистан в 2012 г.16, поставил задачу разработки стратегии реформы милиции в Таджикистане, в рамках которой должны быть определены основные направления, цели и задачи государства по реформированию и совершенствованию деятельности милиции на среднесрочной перспективе. Основные направления реформирования органов внутренних дел были закреплены в нормативных актах концептуального характера: «Стратегии реформы милиции на 2013–2020 годы»17, «Программе реформы (развития) милиции на 2014–2020 гг.»18, нашли отражение в проекте Закона Республики Таджикистан «О полиции»19.
«Стратегия реформы милиции на 2013–2020 годы» имела важное значение для трансформации полицейской (а вместе с ней и правоохранительной) системы. В данном нормативном правовом акте:
– закреплены цели и задачи реформы милиции, ее правовые основы и принципы;
– определен механизм взаимодействия милиции с населением, различными институтами гражданского общества, общественными организациями и СМИ;
– охарактеризован механизм выполнения милицией своих функций, особенности работы с личным составом в милиции и необходимость повышения ответственности милиции и ее сотрудников в сфере профессиональной деятельности;
– определены пути создания единой государственной системы регистрации и учета преступлений, международного сотрудничества, а также задачи контроля за работой милиции20.
Реализация «Стратегии реформы милиции на 2013–2020 годы» сегодня осуществляется на основе «Программы реформы (развития) милиции на 2014–2020 гг.», участниками которой являются Правительство Республики Таджикистан, органы внутренних дел, институты гражданского общества и население Республики, а также международные организации и страны-доноры21. Программа направлена на решение проблем организации и осуществления милицейской деятельности. В качестве основной задачи милиции провозглашено обеспечение общественного порядка и безопасности, защита интересов граждан и общества. Повышение значения работы по предупреждению преступлений и правонарушений в деятельности милиции должно сочетаться с эффективным реагированием на совершённые преступления.
Важным направлением реформирования является создание в общественном сознании нового образа сотрудника милиции, деятельность которого свободна от коррупции и направлена на оказание содействия гражданам.
Реформирование милиции предполагает создание различных механизмов, поддерживающих открытую публичную дискуссию по вопросам организации и деятельности милиции. Формат дискуссии и принятия решений должен позволять гражданам принимать прямое и опосредованное участие в обсуждении хода реформы на разных её этапах, иметь возможность донести до Правительства Республики Таджикистан свои предложения и проконтролировать учёт общественного запроса. Важной задачей является укрепление доверия населения к органам охраны правопорядка [1, с. 207?212; 2, с. 119–128].
Проведение реформы предполагается в несколько этапов. Первым из них должна стать подготовка Закона Республики Таджикистан «О полиции», принятие которого повлечет за собой изменения не только названия правоохранительного органа (переименование милиции в полицию), но и новое определение основных функций и задач милиции, изменение кадровой политики и профессиональной подготовки органов охраны правопорядка.
Для осуществления комплексного реформирования правоохранительной системы большое значение имеет разработка и принятие «Концепции правовой политики Республики Таджикистан на 2018–2028 гг.», утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан от 6 февраля 2018 г.22. В основу Концепции положена идея о значимости деятельности правоохранительных органов в переменах, которые в XXI в. должны привести Таджикистан к интеграции в международное правовое пространство. «Развитие любой сферы общественной жизни и государства, а также устойчивость государственной системы, укрепление международного имиджа Таджикистана связаны с устойчивостью мира и стабильности в стране, и обеспечение этого процесса имеет непосредственную связь, прежде всего, с уровнем и качеством деятельности личного состава, всех работников органов правопорядка ... ответственным выполнением ими своих служебных обязанностей», – подчеркнул Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон23.
«Концепция правовой политики Республики Таджикистан на 2018–2028 гг.» констатирует, что построение правового, демократического, социального государства и обеспечение устойчивого экономического политического, социального и культурного развития страны зависит от осуществления эффективной правовой политики в республике. В условиях ускоренного развития процессов глобализации, развития международного сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах, новых глобальных вызовов и угроз правовая политика Республики Таджикистан должна осуществляться с учётом национальных интересов и их гармонизации с общечеловеческими ценностями, должна быть направлена на снижение рисков глобальных угроз, в том числе информационных.
Концепция направлена на решение следующих задач:
– укрепление гарантий прав и свобод человека и гражданина и правового механизма их защиты;
– укрепление законности и правопорядка;
– развитие законодательства Республики Таджикистан с учётом потребностей устойчивого развития общества, укрепления суверенитета государства, развития государственного управления и совершенствования правовой жизни;
– активизации участия Таджикистана в региональном и международном правовом пространстве;
– совершенствование системы правового регулирования с учётом развития государственных и частных правоотношений, правового статуса личности, свободы экономической, социальной, культурной, творческой и научной деятельности;
– повышение уровня правового просвещения и правосознания населения, качества правового обучения и воспитания, развитие правовой культуры общества.
Таким образом, в государственно-правовой системе Республики Таджикистан формируются новые механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правоохранительная система как совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищённость человека от противоправных посягательств, складывается в Республике Таджикистан на основе норм и принципов, получивших нормативное закрепление в Конституции Республики Таджикистан и целом ряде нормативных правовых актов, которые учитывают особенности исторического и социально-культурного опыта регулирования общественных отношений в Таджикистане. Основными задачами реформы правоохранительной системы Республики Таджикистан провозглашены защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, борьба с преступностью, коррупцией, терроризмом, с различными формами радикализма и экстремизма, сохранение согласия в обществе, обеспечение политической и социальной стабильности. Осуществление реформирования правоохранительной системы – важный шаг укрепления внутренней устойчивости и положения Республики Таджикистан в международном сообществе.
1. Абдуллоев А. Р. Доверие к правоохранительным органам - требование повседневной жизни граждан в Республике Таджикистан / Частное и общественное в повседневной жизни населения России: история и современность : материалы Международной научной конференции : В 2 т. - Т. 1. / отв. ред. В. А. Веременко. - Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. - С. 207-212.
2. Абдуллоев А. Р. Милиция Республики Таджикистан в условиях реформирования: борьба за доверие населения // Труды Академии. - 2018. - № 4 (40). - С. 119-128.
3. Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории). - Москва: Юридическая литература, 1991. - 208 с.
4. Маджидзода Дж. З. Конституция Республики Таджикистан: 20 лет. - Душанбе, Эр-Граф, 2014. - 152 с.
5. Нижник Н. С. Полицейская система как элемент механизма реализации правоохранительной функции государства / Совершенствование законодательства о полиции и полицейской деятельности : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Омская академия МВД России, 2016. - С. 21-27.
6. Нижник Н. С. Полицейская система как элемент правоохранительной системы современного государства / Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе : материалы Международной научно-практической конференции, 19-20 сентября 2013 г. / под общ. ред. В. А. Сосова. - Краснодар, 2013. - С. 6-13.
7. Нижник Н. С. Полицейско-правовая теория об институционализации государственного управления и месте полиции в механизме государства / Современные проблемы общей теории права : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан и 60-летию Алматинской академии МВД Республики Казахстан. - Алмата: Алматинская академия МВД Республики Казахстан, 2016. - С. 13-26.
8. Нижник Н. С., Абдуллоев А. Р. Правоохранительная система Республики Таджикистан: специфика субъектного состава // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2017. - № 2/6. - С. 182-188.
9. Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система государства: дифференциация структурно-функциональных элементов // История государства и права. - 2008. - № 9. - С. 9-11.
10. Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система как субъект обеспечения безопасности личности, общества и государства // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности : сборник научных докладов: В 2 ч. / отв. редакторы В.В. Грохотова, Б. Н. Ковалев, Е. А. Макарова. - Ч. 1. - Великий Новгород, 2008. - С. 246-269.