Калининград, Калининградская область, Россия
Введение. Распространение парадигмы постструктурализма привело к проникновению философии дилетантизма во все сферы общественной жизни. В связи с этим постепенно исчезают критерии разграничения истинного и ложного, правильного и неправильного, этичного и неэтичного. Особенно недопустимым является укоренение дилетантизма в области науки и обучения молодого поколения, что подрывает и без того нестабильную систему высшего образования в нашей стране. В связи с этим перед исследованием, результаты которого представлены в статье, ставилась цель отграничить понятие «дилетант» от понятий, обозначающих других участников научного процесса, и установить место дилетантизма в системе научной деятельности. Методы. В ходе проведения исследования был использован комплекс традиционных теоретических и эмпирических методов познания: систематизации и интерпретации полученной информации, сопоставительный анализ, абстрагирование и др. Результаты. Анализ значений слов «специалист», «профессионал», «самоучка», «любитель», «дилетант» показывает, что никакие из них нельзя считать синонимами, поскольку все они обозначают разные явления. Традиционно положительную коннотацию имел термин «профессионал», а отрицательную – «дилетант». В настоящее время происходит их переоценка, и всё чаще в положительном значении используется термин «дилетант». Для закрепления такой оценки сначала производится размывание значений терминов, приводящее к смешению соответствующих понятий. Затем для аргументации большей успешности дилетанта анализируются ситуации, в которых дилетант смог добиться больших успехов, чем специалист (профессионал). На завершающем этапе утверждается, что специалист владеет только твердыми навыками, в то время как для дилетанта характерна опора на soft skills («мягкие», гибкие, надпрофессиональные навыки). Автор статьи полагает, что призывы под флагом внедрения креативности разрушить имеющуюся систему высшего образования могут пагубно сказаться на развитии нашего общества.
Обучение, информация, специалист, дилетант, любитель, профессионал, симулякр.




